Поздним ноябрьским вечером 2015 года мы впервые встретились у площади Мужества с Анатолием Альбертовичем Шперхом. Я со страхом и душевным волнением попросила его о знакомстве: мне посоветовали его как эксперта, который даст консультацию о перспективах развития нашей школы. Я почти не верила, что уговорю его выйти с его мастерилками в наш новый 5-й класс, который мы впервые тогда открыли, но мне было очень важно спросить: а вдруг нашим ученикам повезет, и предмет «инженерное творчество» появится в расписании наших ребят.
Оказалось, что мы проходили мимо друг друга, когда он был экспертом на Балтийском научно-инженерном конкурсе, что он согласен и будет с нами работать, и наши дети пришлись ему по душе – и какая же это была радость, какой прорыв: начать работу с человеком, который своими «инженерными мастерилками» даст первоначальные физические знания 5–6-классникам, не поставит им традиционные «шоры» в представлении об инженерном творчестве, будет провоцировать их на развитие инженерной мысли, самостоятельных инженерных идей, каждый ребенок будет создавать собственное, не по шаблону сделанное устройство.
Внутри меня снедало недоумение: никакая очередь из директоров школ, оказывается, не стояла в том далеком 2015 году, чтобы развернуть направление по развитию способности детей к свободному инженерному творчеству. Несмотря на актуальность подходов, невероятное количество идей, ажиотаж в среде родителей, государственным школам совсем не было интересно такое направление, а для частных, наверное, было слишком неформальным.
Но благодаря отсутствию активного системного запроса на «мастерилки» – на гениальную методическую систему развития инженерных способностей детей – уже не «Папаша Шперх», а Анатолий Альбертович Шперх смог нацелиться на строительство целого инженерного направления, со своими подходами, своими принципами, коллективом преподавателей и соревнованиями. Не погрузился в суету работы с маленькими детьми и в маленькие частные проекты, а стал выстраивать новое Дело, свое Детище, свою «Школу инженерного мышления». Пусть не собственную большую школу, а площадку, работающую как партнерство государственной и частной школы, пусть недостаточно финансируемое, пусть с недостатком помещений, но в этой школе стало жить главное: педагогическая мысль, рождающая атмосферу свободного творчества, атмосферу осмысленного труда, атмосферу взаимодействия, абсолютной открытости и честности.
Чем живет и будет жить Школа инженерного мышления ЛНМО Анатолия Альбертовича Шперха, начавшая свою работу в 2015 году?
«Мастерилки» – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Но придумал их Мастер. Инженер, владеющий разными технологиями, обладающий талантом, даром раскрывать суть инженерных устройств и строить новые. Ведь не секрет, что объяснять маленьким людям сложные вещи могут только высокие профессионалы. Жизнь школе дал Профессионал, Мастер, и это мастерство давно стало ориентиром для учеников, учителей, родителей.
Площадка напитывалась живым открытым откликом своего руководителя на все события, связанные с инженерным образованием в стране: работа инженерных классов в Новосибирске, идеи педагогов из Перми и Сарова, новые педагогические концепции из Москвы – все ему было внятно и все перерабатывалось в сплав идей и направлений развития школы. Все новые современные концепции учитывались, но не перечёркивался главнейший смысл обучения детей: качественность и фундаментальность их образования. Математика, физика и программирование всегда оставались «столпами» школы, и никакие наиважнейшие спецкурсы и самые перспективные проекты не должны были эти столпы разрушить или даже подвинуть. Анатолий Альбертович строго следил за количеством часов на эти предметы и качеством преподавания.
Анатолий Альбертович собрал вокруг себя не просто уникальных, а именно разных специалистов: электронику для учеников ШИМ преподает кандидат физико-математических наук, строгий Тимофей Михайлович Шперх, 3D-моделирование – сертифицированный специалист, внимательная и вдумчивая Анастасия Васильевна Белякова, проекты с детьми, вплоть до цифрового интерфейса, барокамеры для лечения коронавируса и других уникальных устройств – молодой, веселый и бесстрашный Артем Андреевич Родичкин. Инженерные мастерилки в последние годы Анатолию Альбертовичу Шперху помогала вести Татьяна Сергеевна Филиппова. Этот сплав разных подходов и разных ценностей и создавал особую притягательность инженерной площадки ЛНМО. Собрать такой коллектив, построить работу коллектива инженеров с педагогами-предметниками и объединить их – это и есть построить Школу.
«Инженерные классы» формировались как структура с жесткой опорой на наиболее важные, с точки зрения Анатолия Альбертовича Шперха, инженерные дисциплины: электротехнику, 3D-моделирование, программирование, цифровую лабораторию. Те, что дают детям инструменты для создания собственных устройств. Никакому «хайпу», никакой моде Анатолий Альбертович не поддавался. Робототехнику он принципиально не вводил ни как дисциплину, ни как особый спецкурс, несмотря на запрос от родителей и имиджевые возможности, которые дало бы такое направление развития. Я не успела с ним обсудить последние нормы СанПиН, которые закрывали ему возможность вести уникальный курс «Цифровая лаборатория», где дети обучались владению смартфонами, использованию их в качестве измерительных и других приборов. И вот теперь – это и не нужно. Смерть поддержала удивительное решение государства лишить детей знания о возможностях собственных цифровых устройств.
«Окунаться в неизвестность» для педагога значит начать новый урок, придумывать новый проект, проводить квест с мобильными устройствами в новых условиях и с новыми детьми, бежать на новое судейство в рамках нового конкурса, с новыми ценностями и правилами, придумывать новые уникальные соревнования, оставаясь всегда одним и тем же: нацеленным на максимальное развитие, рост своих подопечных учеников, конкурсантов, просто однажды встреченных детей. Анатолий Альбертович владел этим умением в совершенстве.
Мы с ним в Морском университете. Обсуждаем в марте новый инженерный конкурс для подростков. Ректор Глеб Андреевич Туричин вспоминает об опытном бассейне на территории Адмиралтейских верфей. И на моих глазах Анатолий Альбертович придумывает легенду для нового Конкурса плавательных устройств, связанную с верфями Петра. И вот уже сам генеральный директор готов поддержать проект. Анатолий Альбертович был спичкой, которая загоралась и начинала искрить новыми идеями и новыми проектами, стоило только замерцать где-то впереди маленькому огоньку какой-то полудетской мечты.
Из числа его последних разработок – проект открытого интерактивного семинара научных руководителей Балтийского конкурса в 2020 году, проект платформы для школ на основании открытого кода Дискорда, проект инженерных соревнований в Морском техническом университете, множество других невероятных и простых, ясных начинаний.
Наши дети совершенно точно должны были жить рядом с таким человеком, греясь в поле его идей до самого взросления.
В «Школе инженерного мышления» Анатолия Альбертовича Шперха всегда был камертон, владеют которым только самые талантливые, самые гениальные педагоги, самые надежные мужчины, самые близкие к Богу люди. Любой конфликт, любая сложная ситуация, любой новый проект – все продумывалось, взвешивалось на таинственных весах, и только потом находились нужные слова и изрекалось решение: одно единственное, самое правильное, которому нельзя было не следовать, которое соответствовало всегда всем самым высоким нравственным канонам. Этот удивительный дар талантливого педагога поддерживал все три площадки нашей школы. Я сама давно не принимала никаких сложных решений, не сделав звонок Анатолию Альбертовичу и не получив его «добро» на то или иное действие.
В «Школе инженерного мышления» Анатолия Шперха всегда царила красота как отсвет взгляда на мир, где всегда в центре – главное: дрожащий на ветке осенний лист, отсветы солнца в зимнем лесу, сохранившаяся из начала ХХ века арка в заброшенном парке, и он описывал это в своих путешествиях.
Эту красоту может увидеть каждый и в его последнем проекте – лектории «Принцип ответственности», плейлист которого он опубликовал буквально перед отъездом в больницу. Подумать только, 8 января мы вместе с ним и с Татьяной Александровной Кругляковой транслировали последнюю лекцию этого его детища, а теперь нам остается только смотреть на результаты его труда и ждать встречи с ним.
Мы в ЛНМО часто начинаем читать с учениками «Евгения Онегина» с последних слов: «Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дня бокала полного вина, кто не дочел ее романа и вдруг успел расстаться с ним…» Все мы точно знаем, что смелость в движении вперед, бесстрашие в любви к своему Делу и просто в любви, способность к постоянным изменениям и постоянным преображениям по воле свыше – это и есть то Блаженство, которое теперь уже навсегда подарено нашему Инженеру, руководителю «Школы инженерного мышления» Анатолию Альбертовичу Шперху.
Мария Вячеславовна Чистякова,
заместитель директора Лаборатории непрерывного математического образования