ФИП // Комментарий эксперта

Инновационные площадки как мостики реальности

Инновационные площадки выполняли роль мостиков реальности – живых примеров и прецедентов воплощения и проб нового, с возможностью пристального наблюдения, обсуждения, рефлексивного переосмысления инновационной практики для укоренения в действительности.

Инновационные площадки как мостики реальности
Иллюстрация: tipik.ru

30 декабря 2020 года Министерство просвещения издало приказ № 863 «О федеральных инновационных площадках», он был опубликован 13 января. Документ фактически ликвидирует Федеральные инновационные площадки, разделив их на разные категории: не рекомендованные для присвоения или продления статуса; чья деятельность прекращена в связи с непредоставлением ежегодных отчетов о реализации проектов и чья деятельность прекратилась по истечении реализации проектов. Была лишена статуса ФИП и томская школа «Эврика-развитие», которая работала над методическим обеспечением индивидуализации и тьюторства в общеобразовательной школе.

Размышляя о роли и функциях инновационных площадок на карте российского образования, я вспоминаю слова Бориса Иосифовича Хасана, сказанные им на одной из управленческих конференций. Он подарил тогда очень красивую метафору, которую я всегда привожу как иллюстрацию того, зачем простым школам и учителям обобщать и широко обсуждать свой инновационный, пробный и экспериментальный опыт.

«Вот представьте себе, вы сидите в цирке и смотрите выступление канатоходца. Вы думаете: “Да, он молодец, я верю, что человек на это способен, но это не про меня: я точно так не смогу, мне и пробовать не стоит”»...

Действительно, сегодня педагоги получают большое количество идейных и теоретических установок о том, как менять систему образования к лучшему. Но их отношение к этому вопросу во многом схоже с отношением зрителя к канатоходцу в метафоре Хасана – здорово, красиво, но я так не смогу.

Инновационные площадки выполняли роль мостиков реальности – живых примеров и прецедентов воплощения и проб нового, с возможностью пристального наблюдения, обсуждения, рефлексивного переосмысления инновационной практики для укоренения в действительности массовой российской школы.

Школа «Эврика-развитие» г. Томска в качестве ФИП работала над методическим обеспечением индивидуализации и тьюторства в общеобразовательной школе.

Кейсы. Тексты. Книги. Истории. Видеозарисовки. Стажировки. Проблемные семинары. Переговорные площадки. События. Совместные с другими школами проекты и разработки.

И главное – изменившаяся школа, показывая которую, можно сказать: «Да, это реально. И для вас тоже».

Что теперь?

Наверное, общение не прекратится, востребованность прецедентов не упадет.

Жаль, что исчезнет уверенность в значимости для государства процессов развития, ощущение виртуального внимания и плеча поддержки от министерства...

Ну и чувства общей ответственности за риски на пути непростых преобразований.

Жаль.



Новости





























































Поделиться