Генеральная прокуратура Российской Федерации подала административный иск в Верховный Суд Российской Федерации о запрете деятельности международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) и признании его экстремистским. Иск был удовлетворен.
В судебном заседании было установлено, что АУЕ – это хорошо структурированная и управляемая организация – молодежное движение экстремистской направленности. В рамках движения и в его интересах участники АУЕ совершали экстремистские правонарушения, а также массовые беспорядки.
Так, например, вопиющий случай произошел в августе 2018 года на станции Петровский завод (город Петровск-Забайкальский Забайкальского края). Уголовный авторитет и координатор движения АУЕ по прозвищу Жданчик поссорился в привокзальном кафе с военными из воинского эшелона, стоявшего на путях станции.
В кафе произошла драка. После этого Жданчик с группой поддержки, в которую входили ученики старших классов, организовал нападение на воинский эшелон с использованием камней. Караул воинского эшелона вынужден был применить оружие. Жданчик был застрелен, несколько человек получили ранения.
Таким образом, деятельность движения, основанная на криминально-экстремистской идеологии, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству. В АУЕ активно вовлекаются подростки и молодежь, чья психика наиболее подвержена деструктивному воздействию.
Аббревиатура «АУЕ» также расшифровывается как «Арестантский уклад един», или «Арестантско-уркаганское единство». Аналогичные течения есть и в других странах: «АСАВ» («All Cops Are Bastards» – «Все копы – ублюдки»), «Always Carry A Bible» («Всегда носи с собой Библию») и другие.
В современных условиях такого рода течения в сфере радикальной молодежи быстро приобретают транснациональный характер. В отношении АУЕ также есть версия, что это движение координируется через интернет кем-то из-за рубежа, в частности, с территории Украины.
Для такого рода движений характерно наличие особой субкультуры, противопоставляющей адептов общепринятым нормам, активирующей адептов против существующего порядка и формирующей «псевдоэлитное» создание. В этом субкультура АУЕ наследует возникший ранее конгломерат идеологии «воровского мира» с его антисистемным противопоставлением миру «лохов», «фраеров», «мужиков» и т.д.
Такого рода культура предполагает использование специального жаргона, «блатного» фольклора, уголовных прозвищ, ношение татуировок. Несовершеннолетние, включая учеников школ, – наиболее благоприятная среда для АУЕ.
Надо отметить то, что для старой советской «воровской культуры» было характерно негативное отношение к массовому проникновению в среду «малолеток».
Однако, как видим социальные явления могут существенно меняться под влиянием современных тенденций.
В итоге мы имеем широкое распространение АУЕ среди школьников, предполагающей пропаганду «воровских» понятий, сбор денег на «общак», формирование микрогрупп с лидерами-«смотрящими», складывающимися в диффузно-сетевую структуру с максимально широким территориальным охватом. К числу способствующих такого рода явлению факторов следует отнести использование интернет-ресурсов, включая соцсети.
Борьба с различными проявлениями АУЕ имела место и до момента вынесения судебного решения по иску Генеральной прокуратуры.
Так, например, Верховный Суд Республики Саха (Якутия) вынес решение от 05 апреля 2019 г. по делу N 7-1-116/2019. Согласно этому решению гр. Щеголев Н.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20 КоАП РФ («мелкое хулиганство») и получил наказание в виде трех суток административного ареста. Щеголев Н.В. с помощью балончика с краской синего цвета написал следующие слова: «АУЕ», «Жизнь ворам», «Тема СК, РЕГ».
Вышеуказанное Решение Верховного Суда РФ дает правовое основание для применения к создателям, руководителям, пропагандистам, активным участникам, «маркетологам» и «мерчендайзерам» движения АУЕ статьи 282.1 УК РФ – «организация экстремистского сообщества».
Безусловно это усилит возможности по борьбе с ним в подростковой среде. Однако эффективная борьба с экстремистскими проявлениями среди молодежи также предполагает пресечение романтизации криминальной жизни в сфере культуры и искусства, воспитание среди школьников старших классов адекватных лидеров и предоставление им «социальных лифтов», бесплатные программы дополнительного образования для детей – не только спортивной, но и научно-технической, исторической, культурной, интеллектуальной направленности.