Качество образования // Статья

«Кустарные, мелкие очаги обучения действовали, а системы не было»

Специалисты о том, почему гениальные идеи развивающего обучения так и не были реализованы в массовой практике.

«Кустарные, мелкие очаги обучения действовали, а системы не было»
Фото: dreams.co.uk

31 августа 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Васильевича Давыдова, выдающегося ученого, мыслителя, педагога, реформатора образования и основателя новой научной школы в психологии, наследие которой получило широкое признание в профессиональном сообществе. В связи с юбилеем с 21 по 24 сентября проводится Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», организованная Российской ассоциацией исследователей образования совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Психологическим институтом РАО. В задачи конференции входит обсуждение направлений развития теории и практики развивающего образования в XXI веке, актуальных проблем современной дидактики, подходов к проектированию новой школы и подготовке кадров.

21 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, предваряющая этот крупный научный форум. В разговоре приняли участие ученые, которые работали вместе с Василием Давыдовым.

Один из них, президент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Виталий Рубцов, рассказал о ключевых идеях научного наследия великого ученого.

Во-первых, еще в начале 1960-х годов он доказал, что возрастные возможности школьника существенно зависят от системы образования, которая усиливает одни возможности у детей и, наоборот, сдерживает развитие других.

Как подчеркнул Виталий Рубцов, «это утверждение в то время прозвучало как вызов традиционной системе обучения, потому что младшие школьники могут обнаруживать гораздо бОльшие возможности мышления, чем те, которые рассматривает существующая система образования».

Во-вторых, Давыдов пришел к выводу, что содержание обучения является его центральным условием, формирующим в детях самостоятельность, независимость, критичность, инициативность мышления. Давыдов тем самым констатировал, что иные способы обучения, основанные на принципах новой деятельностной педагогики, позволят достигнуть лучших результатов развития, чем в традиционной системе обучения.

«При всех оценках этой системы существуют разработанные курсы, основы деятельностной дидактики, которую заложил Давыдов, и это хороший путь для эволюции всей его научной школы», – подчеркнул Виталий Рубцов.

По мнению академика РАО Виктора Болотова, сегодня много говорится про деятельностный подход, про стандарты, и на эту тему очень много спекуляций, но мало доказательных рассуждений. Недавно силами ведущих университетов была создана Ассоциация исследователей образования, которую возглавил Виктор Болотов. В ее состав вошли молодые ученые, которые заинтересовались малоизученными проблемами - такими, как: критерии сформированности учебной деятельности школьника, оценка его индивидуального прогресса, использование результатов обучения ребёнком, семьёй, учителем. С докладами на эту тему члены Ассоциации выступят на конференции.

Не менее важна подготовка педагогов для системы развивающего обучения, и эта задача, как честно признают специалисты, практически не решена. А с закреплением в действующих ФГОС понятия «деятельностный подход» получается, что применять его должны и педагоги массовой школы.

Почему идеи Василия Давыдова и его наставника Даниила Эльконина так плохо тиражируются?

«Проблема заключается в том, что носители таких успешных образцов педагогической деятельности очень плохо могут отделить эту деятельность от самих себя, сделать её предметом внешней работы, отрефлексировать это и участвовать в процессе передачи этих образцов новым или будущим учителям, – считает ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис. – И парадоксальным образом нужно констатировать, что, к сожалению, ни Лев Семёнович Выготский, ни авторы системы развивающего обучения, ни тем более авторы ФГОСа общего образования не оставили нам детально разработанную концепцию того, что должен делать учитель в классе для того, чтобы обеспечить эти цели».

Но это вовсе не означает, что у нас нет прекрасных учителей, умеющих воплощать эти идеи на практике. Просто все эти «педагогические Паганини», как образно высказался Марголис, «не оставляют после себя нотных записей», то есть не транслируют, не фиксируют свой опыт в научно-методических трудах.

Эту позицию разделяет и Виталий Рубцов: «Не была создана системная передача способов работы с детьми. Кустарные, мелкие очаги обучения действовали, а системы не было. Передать этот опыт – огромный труд, и это надо делать в ближайшее время».

Как подчеркнули ученые, эта тема будет обсуждаться на конференции в двух аспектах – теоретическом (теория педагогической деятельности, направленная на формирование способности осуществлять деятельностную педагогику) и практическом (независимая система оценки эффективности педагогических практик, которая была бы построена на основе доказательного подхода).

Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о том, что в руководимом им вузе действуют лаборатории, которые исследуют структуру учебной деятельности, а студенты готовят модельные занятия, где они тренируются создавать и решать учебные задачи в идеологии развивающего обучения.

И, вопреки неутешительным прогнозам, практика развивающего обучения медленно, но верно внедряется в школах и детских садах Италии, Финляндии, Литвы и других зарубежных стран.

По словам директора Института опережающих исследований и управления человеческими ресурсами Юрия Громыко, в настоящее время российские ученые совместно с китайскими коллегами работают над проектом Школы будущего, основанной на идеях Эльконина–Давыдова.

По убеждению Виктора Болотова, внедрение дистанционных технологий на современных платформах поможет распространению развивающего обучения в системе общего и дополнительного образования.

В заключение профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев выразил надежду, что конференция, посвященная наследию великого ученого, вдохновит на совместную междисциплинарную работу психологов, философов и практиков.



Новости





























































Поделиться