В НИУ ВШЭ предложили массово тестировать россиян на цифровые навыки: скорость печати, умение пользоваться соцсетями и др. К концу 2024 года 40% населения должны владеть знаниями в сфере цифровой грамотности.
Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» поддержал идею развития в России «цифрового ГТО» – проекта по тестированию навыков работы граждан с цифровыми технологиями. Об этом говорится в докладе института о национальных целях развития «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития» (есть в распоряжении РБК). По версии его авторов, низкий уровень владения цифровыми навыками является одним из барьеров массового внедрения подобных сервисов, в том числе в здравоохранении, образовании и ЖКХ.
По оценке Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, на начало этого года только 24% населения страны старше 15 лет владело базовыми цифровыми навыками, у еще 12% уровень был выше базового.
Показатель оказался гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран, где среди лидеров были Нидерланды (30 и 50% соответственно), Финляндия (26 и 50%) и Великобритания (25 и 49%).
Название «цифровое ГТО» отсылает к советской практике сдачи нормативов ГТО («готов к труду и обороне»), ВШЭ предлагает расшифровывать аббревиатуру как «готов к труду и обучению».
Впервые проект упоминался в материалах нацпрограммы «Цифровая экономика» еще в 2018 году. Тогда предполагалось, что государство будет выдавать персональные цифровые сертификаты на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики, планировалось, что сдача «цифрового ГТО» будет давать преимущества при поступлении в вузы.
Как пояснил директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудников, участникам «цифрового ГТО» предлагается набор практических заданий на выявление уровня базовых цифровых навыков: уверенное пользование соцсетями, скорость печати, поиск информации на время и простой тест по программированию. Но каким образом граждане должны повышать уровень своей цифровой грамотности, в докладе не указано. По словам Рудникова, одним из наиболее эффективных механизмов могут стать специализированные образовательные онлайн-платформы, создаваемые либо за счет бюджетных средств, либо с привлечением государственного софинансирования.
В федеральном проекте «Кадры и образование» нацпрограммы «Цифровая экономика» указывается, что до конца 2020 года должна заработать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики и к концу 2024-го подобное обучение должны пройти 10 млн человек. К этому же сроку 40% населения России должны обладать цифровыми навыками (в конце 2018 года показатель составлял 26%). Однако финансирование на эти мероприятия не предусматривалось.
Сейчас в программе заложены затраты из федерального бюджета в размере 47,2 млрд руб. на создание на базе вузов сети центров цифровой трансформации университетов («Цифровой университет»), международных научно-методических центров в области информатики, математики и технологий, а также центров ускоренной подготовки специалистов в области ИТ.
Как пояснил представитель АНО «Цифровая экономика» (отвечает за реализацию одноименной программы), целевой показатель 10 млн человек включает не только повышение грамотности населения, но и обучение чиновников, выделение бюджетных мест в университетах по программам, связанным с цифровизацией. В то же время собеседник РБК, близкий к АНО, говорит, что целевые показатели проекта «Кадры и образование» в ближайшее время могут пересмотреть.