Качество образования // Комментарий эксперта

«Хорошая инициатива может быть перечеркнута непрофессиональными руководителями школ»


«Хорошая инициатива может быть перечеркнута непрофессиональными руководителями школ»
Фото: proektnareklamu.ru

8 сентября вступит в силу совместный приказ Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ от 30 июля 2020 года о порядке зачёта школами результатов дополнительного образования. Директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов рассказывает о том, какие возможности и ловушки содержит новый документ и как его грамотно реализовать на практике.

Полностью поддерживаю данный совместный приказ. Прошло 7 лет с того момента, как такое право было определено в статьях 34 (право ребенка) и 44 (права родителей) ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Это закономерный шаг. В декабре (02.12.2019) принимается ФЗ-403 о поправках к ФЗ-273 (ст. 34, ст. 7), сейчас совместный приказ двух министерств № 845. Теперь есть реальный механизм, который позволяет этой норме (статья 34, п. 7 ФЗ-273) заработать.

Федеральные министерства свое дело сделали. Теперь остается дело за малым (интересно, сколько лет придется еще детям и родителям ждать?), когда появится локальный нормативный акт на уровне организации о взаимозачете оценок.

Ни для кого не секрет, что многие инновационные нормы разрушаются на берегу образовательной организации. Приведу только один пример. Вчера получил от мамы шестиклассницы очередное письмо, в котором ей официально было отказано в переводе ребенка на очно-заочную форму обучения (на заявлении было написано магическое слово «отказать»), что нарушает право родителей, закрепленное статьей 44 п. 2 ФЗ-273 (перевод ребенка на другую форму обучения внутри образовательной организации). На сайте школы, где учится этот ребенок, я не обнаружил локального нормативного акта, который должен определять порядок перевода ребенка на другую форму обучения (статья 17 ФЗ-273). Поэтому следующий шаг за образовательными организациями. Нужно составить локальный акт. Так как практика показывает, что уровень профессионализма руководителей разный, я бы предложил Министерству просвещения для таких «управленцев» сделать форму-образец локального акта по этому приказу, ,чтобы не затягивать его реализации.

Почему это нужно обязательно сделать? К сожалению, отдельные положения документов, разработанных на федеральном уровне, можно трактовать по-разному. Приведу пример из нового приказа № 845:

«6. Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (далее – установление соответствия)».

Вот в этом абзаце есть серьезная ловушка. Школа так может это соответствие описать, что ни один ребенок вместе с родителем не сможет воспользоваться этой нормой.

Вторая ловушка – в п. 6 этого же приказа:

«С целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (далее – оценивание). Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения определяются локальным нормативным актом организации».

То есть образовательная организация локальным своим актом может обязать ребенка вначале пройти «оценивание фактического достижения» (т.е. написать проверочную работу, пробежать стометровку и т.п.) и только после этого сделать «зачет» результатов другой организации. Но такая норма и так существовала. Приказ № 845 – про другое. Можно засчитать эти результаты «автоматом», но это все зависит от локального акта школы.

Отсюда хорошая инициатива федеральных депутатов, президента РФ, федеральных министерств может быть перечеркнута непрофессиональными руководителями школ. И в этом случае прокуратура ничего не сделает, так как локальный акт – это компетенция образовательной организации. Вот здесь я вижу большой риск действия этой федеральной инициативы.

И еще хотел бы обратить внимание на то, что приказ № 845 распространяется не только на такие предметы, как физкультура, ИЗО и музыка. Положение этого документа распространяется на все предметы учебного плана школы. В свое время, когда я учился с 7-го по 10-й класс советской школы, в 70-е годы XX века, я посещал занятия в «Школе юного географа» при МГУ. Именно там я и получил необходимые знания по географии (ни в школе, ни даже в педагогическим институте, а именно в школе при МГУ). Так вот, если бы я учился сейчас в такой школе, то мои родители и я имели бы право воспользоваться этим правом не ходить на школьные уроки географии и засчитать мне в качестве промежуточной аттестации по географии мои результаты в школе при МГУ.

Поэтому приказ № 845 открывает большие возможности семье, детям перестать быть собственностью одной школы. Это еще один шаг в разрушении монополии школы на образование ребенка, надо только грамотно воспользоваться новыми возможностями.


Новости





























































Поделиться