s02e01 CringeWhirlpool
По субботам, начиная с 27 июня, на КиноПоиск HD по подписке можно посмотреть новый сериал Андрея Загидуллина и Андрея Стемпковского «Водоворот».
Портал завлекает зрителей кликбейтным заголовком «5 причин посмотреть…», но, кажется, есть и другие причины, гораздо менее рекламные.
Причина первая. «Водоворот» – не готика
За десятилетия существования литературного и кинематографического канонов жанровые черты готического стиля вполне сформировались и воплотились в лучших образцах ХХ века: британская готика Теренса Фишера, латинская готика Марио Бава, американская готика Альфреда Хичкока. Разумеется, готика – это не только кровь и секс, но и юмор, вспомним хотя бы «Семейку Адамс». И все-таки в жанре доминирует леденящая атмосфера тайн и ужаса. Переход в новый XXI век (и новое третье тысячелетие) не только не прервал готические традиции, пересказывая на новый лад страшилки про Джека-Потрошителя, графа Дракулу и ожившие мумии, но и сподвиг авторов к переосмыслению канона. Так появились «Другие» с Николь Кидман, «Другой» с Робертом де Ниро, «Другой мир» с Кейт Бекинсейл и другие (нео)готические ленты разной степени удачности. Сегодня признанной жемчужиной южной готики является «Настоящий детектив» Ника Пиццолатто (особенно первый сезон), до которого российскому сериалу как до Луны, конечно. «Российский проект пока проигрывает американскому по всем статьям», – пишет кинокритик Анастасия Гладильщикова. И даже «Острые предметы» со всеми их огрехами для отечественных сериалоделов – пока недосягаемый готический ориентир. Что не так с «Водоворотом»? Наличие в сериале расчлененки, ритуальных убийств и героических детективов со сложной судьбой является необходимым, но недостаточным условием для создания готической атмосферы, погружение в которую затягивает зрителя, как… как водоворот. А «Водоворот» если и затягивает, то неглубоко, вынырнуть из него – плевое дело. В отзывах то и дело натыкаешься на «бросил после второй серии» и даже «не могла выдержать и пяти минут».
Причина вторая. Подделка под американский сериал
Модные ракурсы, разрешение 4K (между прочим, Нетфликс уже снимает 8К) и сверхвысокая четкость яркой картинки радуют зрительский глаз. По меткому замечанию Илоны Егиазаровой, «зрители с проблемным вестибулярным аппаратом испытают неизгладимые впечатления». А вот невнятный монтаж, кислотная цветокоррекция и обильные подсъемки, напротив, радости не добавляют. Маша Токмашева находит сходство визуального ряда «Водоворота» одновременно и с немецкой «Тьмой» – атмосферой таинственности и загадочности, и с американской «Эйфорией» – изображением разнородного подросткового комьюнити, одновременно отсылающим и к притонам девяностых, и к рейвам нулевых. Однако то, что органично формировало ткань повествования у Нетфликса, в отечественном сеттинге выглядит инородным. Комиксовая эстетика пока плохо приживается на российской почве. Нарочитая американскость переполняет кадр и прямо-таки льется с экрана: местные опера и простые парни странно выглядят в дизайнерских интерьерах метражом со стадион, тем более стили «лофт» и «хай-тек» не слишком популярны у соотечественников, да и посещение психотерапевтических сеансов анонимных алкоголиков экзотично в наших палестинах. Одним словом – чужеродно. И неестественно – вторым. Саундтрек избыточен и слабо коррелирует с происходящим на экране, что дополнительно напрягает. И лишь заставка фантастически хороша, что почти примиряет с остальными нестыковками.
Причина третья. Не нуар, а *** знает что (18+)
Авторы стримингового сериала, не предназначенного для телеэфира, решили, что, поскольку он не подпадает под ограничительные меры, то можно себе позволить любую «жизненность». Зрителям показывают, как персонажи обильно матерятся, курят, пьют, нюхают, колются, жестоко дерутся и занимаются сексом разной степени добровольности, не говоря уже о пытках и ритуальных убийствах с тошнотворными подробностями.
Нуар – это «Город грехов» Фрэнка Миллера или «Кирпич» Райана Джонсона, неонуар – это «Драйв» с Райаном Гослингом или «Соучастник» с Томом Крузом. А «Водоворот» – это чернуха. Не перепутайте! Разницу между аглицким сплином и русской хандрой в строфе XXXVIII «ЕО» еще в позапрошлом веке зафиксировал «наше все». А номерной знак на авто служителя закона и охранителя правопорядка – «АУЕ» – явно указывает на иные моральные ценности и этические императивы персонажа. «Один из ориентиров – наглый китч, другой – глубокая психологическая драма, так что погоня за двумя зайцами может закончиться для “Водоворота” шизофренией», – считает кинокритик Егор Москвитин.
Причина четвертая. Не «бандитский Петербург» и не «зажравшаяся Москва»
Топографическая размытость локаций по идее должна была бы подтолкнуть зрителя к идентификации и принятию, но авторы хотели как лучше, а получилось как всегда… Съемки в столице сразу бросаются в глаза, трудно замаскировать под провинцию даже недостроенный торговый центр. Чуть ли не каждый второй кинокритик обозначает местом действия Москву, иногда стыдливо заключая название города в кавычки. Но сердцу жителей Замкадья супер-урбанистические пейзажи не близки и раздражают, как протез вместо живой конечности.
И о чем только думали шоураннеры, снимая море, которое есть далеко не в каждом российском городе, и старинную дамбу, всем своим обликом вопиющую о европейской родословной? И даже если у кого-то закрадутся сомнения, что снято в Кенигсберге, достаточно услышать «Labas!», чтобы стало ясно, что это – янтарный край. Выбор злодея тоже весьма красноречив и отражает не только детали автобиографии автора, рожденного в Вильнюсе, но и актуальную политическую позицию Российской Федерации по отношению к соседям по карте.
Причина пятая. Актерская игра
Несмотря на узнаваемые лица и известные имена, играют актеры неубедительно. Возможно, виноват сценарий, потому что трудно демонстрировать мастерство, если вместо психологически насыщенного действия герой прямо в первой серии садится на стульчик и рассказывает, что с ним не так. Позволю длинную и красноречивую цитату из зрительского отзыва: «Отдельные линии персонажей вместо цельной картины собираются в какой-то салат “Безысходность”. Причем большинство этих сюжетов бросают в лицо зрителю без какой-либо предварительной экспозиции, поэтому они вызывают скорее недоумение и “ну что там опять”, чем интерес. Ого, у Краснова, о котором я ничего не знаю, жена, о которой я ничего не знаю, умирает от рака, а дочь ненавидит его, потому что у него есть любовница (о которой мы ничего не знаем)? Кому именно я должна сопереживать – тому, на кого смогу спроецировать какие-то свои проблемы?»
Владимир Вдовиченков привычно суров и утомлен, Владислав Абашин посттравматичен и подозрительно осведомлен о жестоких культах, Аристарх Венес настолько увлечен своей ролью, что ощутимо переигрывает.
Единственная отдушина и звездочка каста – Алена Михайлова, которая чудо как естественна в кадре и вытягивает на себе действие практически в одиночку. Ради нее и стоит смотреть.
5-я серия выйдет 18 июля.
Рейтинг КиноПоиска 7.5, рейтинг IMDb N/A.
Наша оценка: 3 из 5
Подводя итог
«Водоворот» – немножко орнуть, немножко кринжануть.