Заседание провёл руководитель рабочей группы по подготовке заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования», губернатор Кировской области Игорь Васильев.
В заседании участвовали руководитель редакционной группы по подготовке доклада Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования», заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, президент РАО Юрий Зинченко, ректор МГУ Виктор Садовничий, заслуженный профессор МГУ, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов, первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк, лидер проекта «Школа 2025», генеральный директор инженерного центра «АТОМИК» Евгений Голубенко, руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и др.
В ходе заседания Игорь Васильев подчеркнул важность подготовки подобного доклада, вместе с тем акцентировал внимание на том, что в настоящий момент есть только разрозненные и зачастую противоречивые материалы, которые нуждаются в серьёзном редактировании и доработке.
Руководитель редакционной группы по подготовке доклада Государственного совета РФ Виктор Басюк отметил, что от экспертов и разработчиков поступили достаточно серьёзные материалы по подготовке доклада о развитии школьного образования, объём которых превышает 300 страниц.
Ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что сегодня крайне важно, особенно в ситуации кризиса, выделить приоритетную ценность общего образования. В его выступлении ясно прозвучала мысль, что без фундаментальных исследований не может быть продуктивной стратегии школьного образования. В связи с этим он напомнил, что в МГУ была программа «Учёные МГУ – школе». Суть этой программы заключалась в том, что ведущие академики, такие как Андрей Колмогоров и Исаак Кикоин, писали учебники для школ, что задавало очень высокий уровень обновления школьного образования с позиции приоритетов фундаментальной науки.
Академик РАО Александр Асмолов подчеркнул, что сегодня мы сталкиваемся с ситуацией антропологического риска, не отрефлексировав которую, мы вряд ли решим политические задачи, поставленные президентом. Особенно важны установки президента на персонализированное образование как основу саморазвития личности, а также на то, что наше образование должно быть не просто конкурентоспособным, а войти в десятку лидеров образования разных стран. Для решения этих задач необходимо отрефлексировать образ будущего образования, а также то, что школа – это пространство диалога и понимания между разными поколениями. Стратегию развития образования невозможно выстроить без исследования модели успеха и портретов современных детей; без опоры на фундаментальную науку. Асмолов также подчеркнул, что нужно жестко различать между собой фундаментальность и фундаментализм; фундаменталистское – архаичное образование и фундаментальное образование. Именно фундаментальная наука обеспечивает пластичность и гибкость образования, помогает школьникам стать готовыми к потокам различных изменений.
Александр Асмолов также обратил внимание на риск для работы редакционной группы над докладом, если руководство группой осуществляется в контексте того или иного ведомства. Подобная ситуация может привести к подмене государственной политики в сфере образования политикой ведомства, даже такого ведомства, как Министерство просвещения. А Госсовету важно услышать голоса и позиции разных регионов, различных субъектов РФ.
Он подчеркнул, что ни в коем случае нельзя сводить голоса регионов к голосу одного ведомства. Нужно четко понимать опыт и потенциал регионов.
«С моей точки зрения, в редакционной группе должно быть как минимум несколько руководителей. Наряду с министерством в неё должны были бы входить те, кто отражает позиции научного сообщества и профессионального, педагогического сообщества. Речь идёт о ведущих экспертах. Я обратился с предложением ввести в состав рабочей группы Юрия Зинченко как президента РАО», – рассказал Александр Асмолов.
Первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк поделилась серьёзным опытом подготовки предшествующих заседаний Госсовета, когда она была первым заместителей министра образования и науки.
Она подчеркнула: пока мы имеем дело не столько с проектом доклада, сколько с разрозненными материалами, и нам необходимо структурировать доклад, сосредоточившись на том, какие поручения впоследствии президент даст регионам, чтобы они могли продуктивно развивать школьное образование в каждом субъекте РФ.
Наталья Третьяк отметила, что сейчас важно продвигать идеи государственно-частного партнёрства.
Также она подчеркнула, что доклад Госсовета, чтобы быть услышанным субъектами РФ, не может быть составлен без анализа опыта в образовании субъектов РФ.
Её выступление вызвало оживлённую дискуссию и поддержку многих присутствующих на заседании коллег.
Евгений Голубенко предложил структурировать доклады, в которых должны быть следующие части:
- Куда мы идём?
- Откуда мы идём?
Что необходимо сделать, чтобы достигнуть консолидированного общего видения школы, учитывающего опыт разных регионов? Какие шаги с учетом экономической и социальной ситуаций должны быть сделаны, чтобы достигнуть успехов в образовании?
В своём кратком выступлении Исак Фрумин отметил, что для редактирования доклада сначала необходимо сделать содержательную, аннотированную его версию, чтобы у регионов была ориентировочная основа действия, как достигать успехов в области образования.
В заключение заседания обсуждались дальнейшие шаги с учётом ограниченного количества времени на подготовку доклада.
Александр Асмолов ещё раз подчеркнул, что сегодня мы имеем дело с материалами доклада, представляющими разрозненные части, недостаточно связанные с общей идеологией и общей стратегией, а также в ответ на вопрос, открыты ли материалы доклада для существенных дополнений, получил чёткое подтверждение со стороны председателя рабочей группы Игоря Васильева.
Игорь Васильев отметил, что времени для работы очень мало. Он предложил сделать общий чат для редакционной группы, в которой будут обсуждаться конструктивные предложения, касающиеся создания стратегического документа для всей нашей страны.
Александр Асмолов отметил, что в целом заседание рабочей группы носило конструктивный характер, способствующий выработке стратегии накопления согласия в вопросах образовательной политики РФ.