Образовательная политика // Колонка

Воспитание патриотическое, но не бюрократическое


Воспитание патриотическое, но не бюрократическое
Фото: mds.yandex.net

21 мая президент РФ Владимир Путин внес в Государственную думу поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.

Законопроектом «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Также в документе раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», – сказано в пояснительной записке.

«Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», – отмечается в проекте закона.

Мы попросили прокомментировать это нововведение первого зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина.

На протяжении многих лет образовательное сообщество и представители политической оппозиции многократно заявляли о том, что в постсоветское время из школы ушла функция воспитания.

И были не правы. Функция воспитания из школы не ушла: школа воспитывает даже тогда, когда все думают, что в этом отношении ничего не делается.

Теперь президент внес в Госдуму закон о патриотическом воспитании, который наверняка будет поддержан всеми фракциями по идеологии, но не по предлагаемым путям решения.

С моей точки зрения, сочинители президентского закона совершили две важные педагогические ошибки.

Ошибка первая: попытка рассматривать воспитание как процесс отдельный от образования в целом, в том числе от обучения.

На самом деле воспитание происходит не тогда, когда педагог думает: «Ага, займусь-ка я воспитательной работой», оно происходит постоянно. И не случайно еще в советский период появился термин «воспитывающее обучение».

Я не могу вспомнить специальные мероприятия по патриотическому воспитанию в мои школьные годы.

Но я до сих пор помню урок литературы, на котором моя учительница Валерия Александровна Соколова читала нам лермонтовское «Бородино».

И когда она дошла до строк:

«Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою

Слушая эти стихи, я вздрогнул, и это впечатление осталось со мной на всю жизнь.

Вторая ошибка составителей президентского законопроекта заключается в том, что вопросы патриотического воспитания собираются решать традиционными бюрократическими методами.

Отныне каждого учителя, помимо неимоверного числа документов, обяжут писать план воспитательной работы, причем не на один год, и затем отчитываться о его выполнении.

Хочу на всякий случай напомнить, что, по данным думского комитета по образованию и науке прошлого созыва, и без того каждая образовательная организация ежегодно заполняла более 300 отчетов примерно по 12 тысячам показателей.

Теперь появится отчет номер 301, превосходящий по объему многие другие.

Сомневаюсь, что это реально поможет реальному воспитательному процессу.

Бюрократизация образования в целом и воспитания в частности приведет к обратному эффекту.

Как говорила мне одна знакомая учительница из Санкт-Петербурга, дети безошибочно чувствуют, когда мы что-то делаем для них, вкладывая в это свою душу, и когда мы что-то делаем для «галочки».

Скорее всего, политическая оппозиция в Думе условно поддержит законопроект в первом чтении, а затем предпримет попытки исправить его во втором и третьем чтениях. Насколько это удастся, большой вопрос.

Поэтому мы однозначно за патриотическое воспитание, но против того, чтобы эту задачу пытались решить бюрократическими средствами.



Новости





























































Поделиться