Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Статья

Учеба до лета: как сделать последние уроки года интересными и полезными?

  • 23 мая 2020

Учеба до лета: как сделать последние уроки года интересными и полезными?
Фото: yanzori.rbsmi.ru

Учебный год закончился, но до конца мая онлайн-занятия с детьми продолжаются во всех школах. В младших классах они чаще всего проходят без оценок и направлены на повторение. Для того чтобы ребята охотнее появлялись на необязательных занятиях, без стеснения задавали вопросы и вообще были увлечены процессом, нужно отойти от стандартного обучающего сценария и придумать для них что-то новое и интересное. О том, как добавить изюминку в майские онлайн-занятия, рассказывает Анна Булгакова, руководитель направления словесности Яндекс.Учебника.

Конец года – традиционное время повторения. Но сейчас ситуация нестандартная: оценки уже выставлены, а сами уроки вот уже второй месяц проходят дистанционно. Появляться на них с 15 мая в большинстве школ необязательно. Как сделать так, чтобы ученику было одновременно и интересно, и полезно бывать на занятиях?

И повторять, и играть

Самое удачное решение – сочетать на уроках повторение и игру. Это непросто и требует от учителя больших ресурсов, и креативных, и временных. И это именно та творческая составляющая профессии учителя, на которую во время учебного процесса зачастую не хватает сил. Но удачный опыт креативных уроков «зажигает» и детей, и учителей.

Вариантов игрового повторения существует великое множество. Самый простой из них – изменить обстановку или предложить какой-то внешний сюжет. Например, правила русского языка в форме волшебной сказки будут восприниматься детьми иначе, особенно если они будут сочинять ее сами. Универсальным вариантом будет традиционная игра-бродилка, где решенная задача или правильно написанное слово будет этапом движения к цели. Такие, казалось бы, простые вещи могут придать искорку уроку.

Изучать опыт коллег

Разные идеи таких уроков можно почерпнуть в профессиональных онлайн-сообществах. Обычно учителя охотно делятся удачными идеями. Также кстати будет изучение опыта целых школ. Например, недавно я впечатлилась работой педагогического коллектива, который создал целую онлайн-ролевую игру для учеников по временам и эпохам. Еще одна знакомая мне школа запустила уроки-повторение в формате «Своей игры»: ребята могли сами выбрать уровень заданий, которые будут выполнять, они могли быть проще или сложнее.

Конечно, сделать что-то масштабное в одиночку сложнее. Поэтому хорошо, если у учителя есть возможность объединиться с коллегами или родителями, чтобы попробовать создать для детей что-то креативное и необычное.

Работать индивидуально

Важно, что свободный формат – это отличная возможность более плотно поработать с учениками, которые продолжили посещать занятия. Можно предложить им выполнять задания в малых группах или даже индивидуально. Часто это актуально для учеников, у которых что-то не получается. Не нужно давать сразу сложные задания. Сначала лучше сделать шаг назад, дать более легкое задание, чтобы создать у неуверенного в себе ученика ситуацию успеха. Эти дни – прекрасная возможность поработать спокойно, вдумчиво, без спешки, постепенно повышая сложность заданий.

А для того чтобы выявить и проработать проблемные темы в условиях дистанта, можно использовать сервисы с автоматической проверкой заданий, такие как Яндекс.Учебник. В нем есть диагностические работы по математике и русскому языку для учеников 1–5-х классов, с которых удобно начать. Потом для проработки отдельных тем можно воспользоваться готовыми занятиями или самостоятельно выбрать задания из богатой библиотеки Яндекс.Учебника.

В таких сервисах дети занимаются с удовольствием, получая мгновенную обратную связь, а учитель экономит значительное время на проверке. После выполнения учитель может обсудить с классом впечатления от заданий, возникшие сложности или задания, которые больше всего понравились. Такие диалоги с классом и возможность высказаться вовлекает учеников в процесс еще сильнее.

Пользоваться онлайн-платформами

Для того, чтобы поддержать игровую составляющую, в Яндекс.Учебнике появился межпредметный квест «Здравствуй, лето!» Задания там из разных областей и предметов, часто они направлены на внимание, логику, есть элементы функциональной грамотности. И это кажется логичным: ведь мы и в жизни, приходя в магазин, сначала внимательно читаем этикетку продукта, его характеристики, а затем смотрим на цену, считаем и принимаем решение… В квесте ребятам потребуются и знания, которые они приобретали в течение года, и смекалка. Но если что-то не получается – не страшно, к каждому заданию после трех попыток всегда дается ключ.

Кроме того, мы в Яндекс.Учебнике сделали и интересные квесты по русскому языку (про корни с чередованием) и математике (про дроби) для пятиклассников. Игровой формат этих квестов сейчас очень ко времени, потому что одна из основных задач педагога в нынешних обстоятельствах – избежать скучной однообразной работы, заинтересовать школьника.

Больше двигаться!

В условиях дистанционного обучения важно, чтобы ребенок не проводил все свое время за компьютером. Для этого можно продумать «разгрузочные» задания, не забывая при этом о том, что ребенок может находиться в квартире или на даче, и возможности у всех разные. Например, мне нравится такой вариант игры: попросить учеников сфотографировать какой-то знакомый предмет (чайник, лейку душа, книгу) с необычного ракурса. Потом вместе с другими учениками нужно угадывать, что за предметы изображены на фотографиях. Игру можно развивать дальше и использовать для обобщения или повторения. Например, если ученик угадал, он должен написать угаданное слово или придумать предложение с этим словом. После окончания игры интересно будет сгруппировать предметы (столовые приборы, мебель, игрушки), посчитать количество в каждой группе и представить результат в виде диаграммы.

Создавать игровые проекты

Как еще разнообразить учебный процесс? Эффективно будет обобщение и осмысление с помощью небольших проектов, которые позволят детям не сидеть целыми днями за компьютером. Например, создать совместно с учениками квест, ориентируясь на понравившиеся образцы. Задания может придумать учитель, а могут и ученики. Чтобы всем было интересно, разбейте класс на небольшие группы по два-четыре человека. Каждая группа придумывает несколько заданий, а проходит потом задания других групп. Тут задача учителя во многом организационная: задать формат, предварительно проверить задания, скорректировать, где это необходимо. Ну и, конечно, провести сам квест: например, в рамках конференции в Zoom.

А вдохновляться можно, например, квестом от Яндекс.Учебника «Здравствуй, лето!» и его сюжетной линией, по которой ребятам нужно вновь запустить остановившееся время и сделать так, чтобы наступило лето.

Помогать тем, кто хочет большего

Если нет сложностей в освоении школьной программы или хочется заинтересовать учеников необычными заданиями, то можно воспользоваться заданиями Яндекс.Учебника из разделов тематической подборки, лингвистических или математических кружков или красочными видеоуроками из «Окружающего мира». Там много интересных и необычных заданий: например, ребята могут попробовать перевести фразы с чешского языка, не зная его. Это возможно благодаря знакомству с латинским алфавитом, владению русским языком, смекалке и капельке смелости, чтобы попробовать. В математическом кружке есть и старинные задачи, и олимпиадные задания с любимыми современными героями – фиксиками. На странице предмета «Окружающий мир» 10-минутные уроки-лекции перемежаются небольшими заданиями и тестами. Лучше всего этот насыщенный материал еще и обсудить с учениками, попросить сделать тематические рисунки или поделки. Знакомясь с новой темой постепенно, ребята лучше усваивают материал.

Конечно, для детей сейчас непростой период – как и для учителей и родителей. Но в каком-то смысле они уже привыкли к формату онлайн-обучения. Уже понятно, что в такой ситуации приемы поддержания дисциплины, основанные на страхе получить плохую оценку, не работают. А вот стратегии, основанные на поддержке внутренней мотивации, сотрудничестве и развитии самостоятельности, дают хороший результат. Ситуация обучения по желанию, когда нет жестких требований к детям, – отличный шанс для учителя разнообразить свой арсенал взаимодействия с детьми, «достучаться» до тех, до кого, возможно, раньше не получалось, сделать детей своими союзниками. Такой опыт может принести большую пользу, причем не только в обучении, но и в межличностных отношениях учителя и ученика.

Яндекс.Учебник – бесплатный сервис для учителей 15-х классов с более чем 50 000 заданий по русскому языку, математике и окружающему миру, автоматической проверкой и учебной аналитикой. В сервис встроена возможность проводить видеоуроки и отправлять детям ссылки на готовые видеоуроки. В последнюю неделю факультативных занятий сервис предлагает учителям пройти вместе с детьми межпредметный квест «Здравствуй, лето!» на закрепление пройденного материала.



Новости





























































Поделиться