Научные сотрудники Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Семионова и Галина Токарева оперативно исследовали готовность российских школ к дистанционному обучению в условиях пандемии коронавируса.
В своем докладе они использовали данные Министерства просвещения на начало 2019/2020 учебного года и результаты социологического опроса около 3000 учителей, проводившегося в Новгородской, Нижегородской и Тульской областях в феврале-марте текущего года, то есть буквально накануне массового перехода всех школ на онлайн-обучение в связи с пандемией COVID-19.
Основной вывод исследования неутешителен: массовый переход на дистант приводит к объективным трудностям в организации образовательного процесса, которые должны быть в кратчайшие сроки преодолены.
Результаты мониторинга комментирует ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования (РАНХиГС) Елена Семионова.
– В Вашем исследовании приводятся данные о том, что на начало 2019/2020 учебного года в целом по России от 4 до 6% учащихся занимались с применением дистанционных технологий. По этим показателям можно было прогнозировать, что трудности с использованием дистанционных технологий возникнут неизбежно?
– Учителям нужно было время, чтобы адаптироваться к новому формату обучения, поскольку, в отличие от вузов, они не имели достаточного опыта в этой сфере. Причем адаптироваться быстро в форс-мажорных обстоятельствах. На педагогов легла дополнительная нагрузка по переводу своих уроков в онлайн – и это совсем не механический переход, а кардинальная перестройка. Особенно с учетом того, что продолжительность использования компьютеров учащимися строго ограничена требованиями СанПиН. Минпросвещения России подготовлены соответствующие рекомендации для учителей, но наши мониторинги показывают, что большинство учителей особенно нуждаются в методической поддержке, а в последнее время многие методические службы были либо сокращены, либо изменено содержание их деятельности. Сейчас их содействие и помощь педагогам были бы как нельзя кстати в условиях, требующих быстрой перестройки.
Дополнительная нагрузка легла и на плечи родителей, которые должны контролировать процесс онлайн-обучения своих детей.
Плюс ко всему далеко не в каждой семье есть возможность выделить персональный компьютер для ребенка, и это даже в крупных городах, а что тогда говорить об отдаленных сельских районах.
– В числе регионов, в которых наиболее высока доля учащихся, вовлеченных в дистанционное обучение до пандемии, лидируют Тюменская область, где почти половина учащихся частично занималась онлайн, Ханты-Мансийский автономный округ, где две трети школьников применяли дистанционные технологии. Также в числе ведущих – Ленинградская, Свердловская, Липецкая области, Республика Башкортостан. Можно ли сделать вывод, что информационные технологии наиболее широко используются в экономически развитых регионах?
– Точные закономерности должны быть доказаны математически, но, безусловно, важнейшим фактором является финансовая обеспеченность региона и не очень высокая плотность населения, увеличивающая потребность в использовании онлайн-форматов.
– Почему Москва не попала в список лидеров по онлайн-обучению?
– В Москве очень активно используется электронное обучение (электронные дневники, журналы, передача данных с помощью информационно-телекоммуникационных сетей), им охвачены около 100% учащихся. Но, по данным статистики, только 9% столичных школьников обучались с применением дистанционных технологий, когда ученик и учитель взаимодействуют онлайн. С одной стороны, этого недостаточно, с другой – в столице сосредоточено огромное количество других информационных ресурсов, поэтому московские учителя быстрее включаются в новую ситуацию. Проблема в том, что в столице и других крупных городах образовательные платформы и серверы технически не справляются с таким большим наплывом учащихся и педагогов.
– Зависит ли уровень владения информационными технологиями от возраста педагогов?
– Вы знаете, здесь, наоборот, вырисовываются интересные закономерности. В среднем учителя от 30 до 59 лет примерно одинаково используют информационные технологии на уроках – показатель колеблется от 22% среди учителей от 30–39 лет до 20,1 среди педагогов 50–59 лет.
Наименьшие показатели использования информационных технологий – от 15 до 15,6 процентов – наблюдаются среди учителей старше 60 лет и их молодых коллег до 30 лет.
Понятно, что представители старшего поколения испытывают технические сложности, а начинающим учителям требуется войти в курс дела, найти контакт с детьми, привыкнуть к реалиям школьной жизни, поэтому для них вопрос применения дистанционных технологий стоит не на первом месте.
В целом, по нашим опросам, лишь каждый пятый учитель в 2019 году имел опыт использования дистанционных форм обучения. И это на фоне позитивного отношения и педагогов, и родителей к информатизации образования. Так, 31% учителей, согласно нашему мониторингу, убеждены, что более активное применение информационных технологий в наибольшей степени повлияет на повышение мотивации школьников к обучению. Около половины педагогов признают, что дистанционные формы проведения уроков способствуют повышению качества образования, а эффективность использования интернет-порталов для подготовки и проведения занятий отмечают от 82% до 88% участников анкетирования.
В то же время от 6,4% до 10,4% учителей признают, что им стало сложнее работать из-за необходимости использовать компьютерные технологии в своей повседневной деятельности.
– Какие уроки следует извлечь из нынешней ситуации, какие меры принять сразу по окончании пандемии и карантина?
– Во-первых, учителям необходимо оказать методическую помощь в организации дистанционного обучения. Наши опросы показывают, что педагоги очень заинтересованы в этом и готовы развиваться в данном направлении.
В связи с этим необходимо обеспечить массовое если не обучение, то консультирование учителей по использованию дистанционных образовательных технологий в тех регионах, где это возможно, а также дать педагогам возможность пользоваться ресурсами, которые есть у организаций, имеющих опыт проведения дистанционных занятий со школьниками. В частности, необходимо оповестить учителей, что крупнейшие российские edtech-проекты бесплатно открыли свои сервисы для школ по всей России, стремясь помочь учащимся школ продолжить обучение в режиме самоизоляции.
Во-вторых, переход школьников к дистанционному обучению требует, чтобы не только учителя, но и родители были проинструктированы, как помогать детям, особенно младшим школьникам, в их обучении в новых, непривычных условиях. Особого внимания требуют те семьи, в которых родители в силу разных причин не могут помочь ребенку в освоении материала, который подается в дистанционном формате. По-видимому, в силу стресса, который сейчас характерен и для школьников, и для учителей, было бы целесообразно отказаться на некоторое время от выставления учащимся оценок, пока новые технологии не будут освоены как взрослыми, так и детьми. При этом школы должны готовиться к тому, что при переходе к традиционным формам обучения значительной части учащихся потребуется тем не менее повторное прохождение того учебного материала, который был дан дистанционно. А это означает, что школы должны предусмотреть, как они будут организовывать образовательный процесс в новом учебном году с учетом решения нестандартных задач (задач, которые они раньше не привыкли решать).
В-третьих, необходимо совершенствовать образовательные платформы и улучшать техническое оснащение школ.
Думаю, система образования должна двигаться именно в этом направлении.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. 01.03.2020) № 273-ФЗ
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.