Качество образования // Колонка

Мониторинг как дополнительный механизм нагрузки на образовательные организации


Мониторинг как дополнительный механизм нагрузки на образовательные организации
Фото: lifehacker.com.au

При формировании нынешней системы управления образования одним из важных элементов выступал мониторинг. Предполагалось, что мониторинг позволит в автоматическом режиме собирать данные об образовательных организациях и о процессах в сфере образования в целом в рамках муниципальных образований, регионов и всей России в целом.

Эта информация собиралась и раньше, но введение отдельной статьи в федеральный закон и принятие других нормативных правовых актов в этом направлении позволило сформировать систему регулирования сбора и представления информации, необходимой в первую очередь для принятия управленческих решений.

Как и следовало ожидать, мониторинг в конечном итоге принял вид взаимной пикировки бумаг в рамках процесса, объединяющего органы управления образованием различных уровней, органы по контролю и надзору в сфере образования и собственно подведомственные образовательные организации.

Тем не менее, исходя из части 3 статьи 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за показателями, которые отражают характеристику системы образования в целом.

Более подробно перечень информации, подлежащей мониторингу, определен в постановлении правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662. В качестве примера возможно привести положения, касающиеся дошкольного образования.

К такого рода информации относятся следующие сведения:

а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

По итогам такого мониторинга на сайтах органов по контролю (надзору) в сфере образования и на сайтах органов управления образовательных организаций публикуются соответствующие отчеты. В данных отчетах содержится много весьма ценной информации. Например, по конкретному муниципальному образованию можно узнать данные по школьной сети, кадровому, материальному оснащению образовательных организаций.

Среди источников информации, которая может использоваться для мониторинга, указаны такие, как социологические обследования, информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в интернете, информация, опубликованная в средствах массовой информации, а также информация, поступившая в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

Вышесказанное свидетельствует о том, что мониторинг безусловно представляет собой необходимый элемент управления, который призван обеспечить все уровни управления образованием необходимой информацией. Однако у такого рода инструмента на сегодняшний день наличествует несколько проблем и вытекающих из них направлений совершенствования мониторинга.
К их числу возможно отнести следующие:

– минимизация бумажной нагрузки на образовательные организации за счет полного перевода всех каналов передачи информации со стороны указанных организаций исключительно в электронную форму;
– минимизация затрат образовательных организаций на подготовку отчетности в целях мониторинга за счет алгоритмизации процессов сбора и анализа отчетности данных организаций, передаваемой на верхние уровни управления.

Безусловно также, что мониторинг по своей природе вряд ли можно охарактеризовать как этакую запасную «дубину» контроля за соблюдением требований ФГОСов для образовательных организаций. Цель мониторинга – сбор и представление информации, необходимой для принятия управленческих решений, а не обеспечение дополнительных возможностей для контрольно-надзорного воздействия.



Новости





























































Поделиться