Пандемия коронавируса изменила привычный уклад жизни, ознаменовав особую популярность бесконтактной доставки, удаленной работы и дистанционного обучения. Основательная и консервативная система образования была вынуждена в сжатые сроки перестроиться на онлайн- формат. Об эдьютейнменте, допобразовании и прогнозах на недалекое будущее мы поговорили с глобальным директором по вопросам образования в KidZania, экспертом по вопросам образовательных инноваций и вовлечения сообщества, советником и членом экспертных групп различных международных организаций и проектов: BETT, Junior Achievement Worldwide, OECD и Council of Europe (Digital Citizenship Education Expert Group), приглашенным профессором Института образования НИУ ВШЭ Гер Граусом.
– Что происходит в мировом эдьютейнменте и системе дополнительного образования в условиях карантина?
– Если говорить прямо и честно, сегодня мы оказались в ситуации физической изоляции, что усилило востребованность онлайн-формата. Безусловно, онлайн-образование существовало и до кризиса, но тогда оно сопровождалось физической активностью, проходившей на конкретной территории. Я полагаю, что это приведет к специфическим последствиям в будущем. Есть прекрасное высказывание reggio-педагогов Мориса Малагуцци и Карлы Ринальди: «среда – это третий учитель». Сегодня мы должны понимать, что виртуальная среда должна быть равноценной и полноправной частью образовательной парадигмы.
– Какие прогнозы можно сделать для образовательных бизнесов: как изменится их судьба?
– Первое, что случится: бизнесы и организации будут преодолевать дефицит общественного доверия. На повестке дня встанет вопрос: в какой момент родители, учителя и другие взрослые снова смогут безопасно провожать своих детей в общественные пространства. Впереди нас ждут непростые времена, но нам нужно переосмыслить и перезапустить то, что мы понимаем под словом «edutainment»: это больше образование или все-таки развлечение? И какова его роль и связь со школьным обучением? Понимание этого, я надеюсь, приведет к расширению ассортимента и повышению качества услуг, сделает возможным получение удовольствия от процесса обучения в школе и внешкольных активностей, приведет к достижению баланса между ними.
В кластере «Дополнительное образование» на Московском международном Салоне образования* впервые будет представлен международный доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», в рамках которого мы сможем обсудить ряд актуальных вопросов.
Фото из личного архива
– Согласны ли Вы с тем, что образование никогда не будет прежним? Это хорошо или плохо, в глобальном смысле?
– Я думаю, нам всем следует смотреть на происходящее с большей долей надежды, чем с пессимизмом. Образование может быть лучше. Давайте признаемся себе: мы запоздали с изменениями примерно на 100 лет, со времен промышленной революции с ее массовым производством и сопутствующим массовым образованием.
Конечно, будет здорово двигаться в сторону более индивидуального образования: оттачивающего навыки, осмысленного, с более точным балансом между школьным обучением и самообразованием, между заучиванием и проживанием опыта познания. Важно спросить себя: какова роль онлайн-образования, и насколько более важной она может стать?
– Каким должно быть образование, чтобы отвечать запросам будущего?
– Запросы будущего схожи с запросами настоящего, просто они стали более выраженными: доступность, равенство, объективность, качество. Это – четыре основных запроса, четыре столпа, и самый главный из них – доступность. Онлайн-образование все больше привлекает к себе внимание. Но давайте будем честными: эти услуги доступны для обеспеченных! Это усиливает разрыв между теми, у кого есть и у кого нет, и, что более важно, теми, кто умеет и, кто не умеет.
Поэтому интернет должен стать общедоступным, как, например, питьевая вода, которая есть в каждом доме и доступна каждому человеку. При этом я уверен, что этим вопросом должны быть обеспокоены не только государства, но и все мы: это – наша общая ответственность, и текущий кризис обнажил эту необходимость. Но я еще раз подчеркну, что в будущее образования мы должны смотреть с надеждой на лучшее, ведь это то, что мы делаем сегодня!
Подготовлено дирекцией ММСО специально
для электронной газеты «Вести образования»
* В 2020 году Московский международный Салон образования пройдет с 26 апреля по 8 мая в онлайн формате. Для реализации проекта будет задействована новая коммуникационная digital-платформа, которая объединит чиновников, профессиональное, экспертное и бизнес-сообщества, учащихся и их родителей.
Партнёрство ММСО-2020 с mail.ru group позволит стать участниками Салона ещё и всем пользователям социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники», на ресурсах которых будут транслироваться лекции, семинары, круглые столы и панельные дискуссии в полном объеме. Трансляция мероприятия такого масштаба в социальные сети – новый этап в развитии цифрового образования.
Такой формат позволяет принципиально расширить аудиторию Салона, увеличив количество уникальных посетителей до 500 000 человек, и впервые в таком масштабе объединить весь русскоговорящий мир вокруг общих проблем и ценностей. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Регистрируйтесь на сайте ММСО 2020.