Нормативные новеллы // Статья

Нормативка на удаленке: столп и корона


Нормативка на удаленке: столп и корона
Фото: pbs.twimg.com

Пандемия уже здесь.

И этот факт не отменить никакими законами, указами и постановлениями. Однако законы, указы и постановления могут существенно облегчить жизнь в тяжелые времена распространения заболевания и – это главное! – после того, как тяжелые времена пройдут.

Категория рабочего времени

s02e05_Normatives: Pyramid

В 2020 году традиционный Петербургский международный юридический форум должен был собраться в юбилейный десятый раз, но все планы спутала пандемия, поэтому было принято половинчатое решение: никого не звать, но мероприятие проводить. Как это возможно? Легко, если изменить формат с очного на удаленный. Считать решили тоже половинно, поэтому форуму присвоили номер 9 ½ и дали название «Законы коронавируса».

На пленарном заседании экс-президент и экс-премьер-министр, а ныне юрист Дмитрий Медведев задался вопросом: «Ситуация с распространением вируса заставляет нас всех, юристов, иначе взглянуть на юридические конструкции. Например, встает вопрос: не превратится ли удаленная занятость из исключения в норму. Если это произойдет, то, очевидно, сотрутся веками существовавшие грани между наемным трудом и договором подряда, перестанет иметь прежнее значение категория рабочего времени. Это очень существенные вопросы для десятков, сотен миллионов людей на нашей планете. Сотрудник, очевидно, может сам нести ответственность за безопасность и комфорт рабочего места. Долгое время наше трудовое право (в любых странах, кстати) исходило из того, что работник находится в определенном смысле под властью работодателя, а теперь этого нет... и в целом меняется баланс прав работника и работодателя в трудовых отношениях… Мы столкнулись со многими неизвестными, но предельно ясно одно: мир уже никогда не будет прежним».

Относится ли эта юридическая коллизия к педагогическим работникам? В полной мере да! Буквально в один миг привычная, размеренная и знакомая всем учеба совершила головокружительный кульбит и оказалась исключительно в электронной информационно-образовательной среде.

Педагоги мобилизовались быстро и выбрали из имеющегося в наличии инструментария более или менее подходящее. В регионах тоже не теряли времени даром, например, Министерство образования Республики Саха (Якутия) оперативно разработало 4 модели и направило «Методические рекомендации по организации системы дистанционного обучения в республике», чем реально помогло учебным заведениям сориентироваться и организовать удаленную работу. До чего пока не дошли руки? До внесения изменений в сложившиеся системы оплаты труда. В подробнейшем якутском Приказе №01-10/293 от 06.03.2019 не упоминаются ни электронное обучение, ни дистанционные образовательные технологии, а только «выплаты компенсационного характера с учетом условий труда работника», конкретизированные как «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), за сверхурочную работу, работу в ночное время, при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных)». Для ситуации онлайн-дистанта все перечисленное подходит (разве что кроме исполнения обязанностей временно отсутствующего работника), но совершенно непонятно, как за это платить.

Сегодня ситуация с оплатой труда складывается следующим образом.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ:
  • заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда;
  • а системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эта сложная словесная конструкция на самом деле означает, что, опираясь на сложившуюся систему оплаты труда, работодатель и работник договариваются об обязательствах сторон и заключают трудовой договор, в котором, среди прочего, указывается заработная плата за установленный объем работ с учетом всех доплат и надбавок.

Много ли получают педагоги? Президентом поставлена задача довести средний размер заработной платы учителей до средней по региону. «Наши учителя – удивительные люди», – сказала 31 января 2019 тогда еще министр просвещения Ольга Васильева. «Я знаю. Следите за уровнем их заработной платы, не надо их нахваливать. За зарплатой следите», – строго парировал президент. Год прошел, министр сменился, а задача осталась прежней. До эпидемии 24 января 2020 года Сергей Кравцов назвал выполнение майского указа президента по зарплатам учителей приоритетом в работе министерства и отметил, что этот вопрос будет на контроле во всех регионах: «Важно внимательно относиться к нашим учителям, которые воспитывают и передают знания подрастающему поколению, поддерживать достойный уровень оплаты их труда и престиж профессии педагога».

Удастся ли выполнить показатели нацпроекта в эпоху коронавируса?

Если да, то как оформлять удаленную работу? Как рассчитывать нагрузку онлайн? Как контролировать рабочее время? И главное, как все это оплачивать?

Мы еще не знаем, будет ли вторжение коронавируса иметь временные или долгосрочные последствия для системы образования, но уже сейчас юристы на ПМЮФ 9½ обсуждают правовые аспекты пандемии и прогнозируют поствирусный мир.

Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус отметил, что во время пандемии COVID-19, как и предыдущих инфекционных заболеваний, критически важное значение имеет верховенство права, поскольку в процессе борьбы возникает множество вопросов, требующих взвешенного и сбалансированного использования законодательных, правовых и этических подходов к их решению.

Каждый день эти вопросы собирали на форум онлайн министров разных стран, их заместителей, представителей работодателей и профсоюзов, чтобы сформулировать проблемы и начать поиск решения.

Перечислим лишь некоторые темы:
Каковы основные выводы трехдневного мозгового штурма лучших юридических умов?
  1. Глобальный кризис стремительно меняет нас самих и мир вокруг нас, не оставляя места для привычного образа жизни и устоявшихся алгоритмов действий. Как показывает история, именно в переломные моменты общество получает возможность двигаться вперед, на новую ступень развития.
  2. В условиях пандемии все страны должны поддерживать устойчивость традиционных правовых институтов, но при этом обеспечить будущее для новых мер, предпринимаемых в ответ на глобальный эпидемический вызов. Органы юстиции уже сейчас должны прогнозировать, какие акты, принимаемые в период борьбы с COVID-19, будут востребованы после окончания эпидемии и перейдут из пилотного в постоянный режим применения, а какие потребуют оперативной отмены, чтобы не навредить нормальному функционированию правовой системы.
  3. Потребности людей не исчезают с введением ограничительных мер, их удовлетворение просто откладывается, поэтому во избежание новой вспышки пандемии от скопления людей при удовлетворении отложенного спроса, необходимо срочно менять методы работы и прямо сейчас, во время карантина, сделать удаленным и перевести в цифровой формат все что возможно, понимая, что диджитализация требует разработки правовых оснований.
  4. Образование, вынужденное переместиться в информационно-коммуникационные сети, испытало двойной шок от лавинообразного роста потоков информации между педагогами и обучающимся и от кардинального снижения выбора инструментов коммуникации онлайн. На этом фоне на второй план оказались отодвинуты не менее, а может, и более важные вопросы организации образовательного процесса, учета учебной и педагогической нагрузки, нормирования и оплаты труда, а в конечном счете – нормативного оформления работы в новых условиях, радикально отклоняющихся от нормальных.
  5. Анализ мировой практики показал, что срочного законодательного решения требуют вопросы обеспечения безопасности условий труда работников в удаленном режиме; гарантий предоставления им отдыха в нерабочее время, вплоть до ограничения контактов с работодателями вне установленного графика работ; соблюдения трудовой дисциплины при невозможности использования традиционных средств и др.
  6. Поэтому эксперты склоняются к точке зрения, что прямо сейчас происходит сдвиг фокуса оплаты с процесса труда на результат труда, что сближает найм с подрядом и ставит перед юристами задачу привести правовое поле в соответствие с реалиями.
  7. Если это произойдет, то такие понятия, как рабочая неделя или рабочий день, могут исчезнуть или претерпеть существенные изменения. В этом случае крайне запутанное нормирование педагогического труда в логике «рубли за часы» можно будет пересмотреть, тем самым оптимизировать образовательные программы, сократив нагрузку педагогов и учащихся, чтобы в полном соответствии с действующими ФГОСами оплачивать результаты освоения программ.



Новости





























































Поделиться