Качество образования // Интервью

«Выстраивать аналог традиционного урока в электронной среде самонадеянно и бессмысленно»

Каким должно быть дистанционное обучение в первом классе, как дистант сочетается с технологиями развивающего обучения, зачем учителям участвовать в сетевой конференции «Эврика-Авангард 2020» – об этом и не только Татьяна Волошко поговорила с заместителем директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Романом Селюковым.

«Выстраивать аналог традиционного урока в электронной среде самонадеянно и бессмысленно»
Фото из личного архива

Роман, последние недели мы только и говорим об организации дистанционного обучения и новых функциях учителя. Как бы Вы их определили?

– Функции меняются кардинально, потому что раньше учитель был фактически единственным держателем контента, который должен освоить каждый ребёнок. Сегодня он вынужден признать, что это не так, иначе нужно было бы с каждым ребёнком заниматься отдельно по своей технологии, либо выстраивать какую-то учебную коммуникацию на дистанте по принципу «из уст в уста» и «глаза в глаза». Выяснилось, что это проблема. Проще, стоя перед классом, когда все дети рядом, поэтому учителя начали пенять на технику, на невозможность выйти на связь и так далее.

Сегодня самая главная функция учителя – это выстраивание деловых отношений с учениками и модерация взаимодействия между всеми.

Чтобы выстраивать эти отношения, нужно уметь работать с мотивацией, находить какие-то интересные поводы для общения. К сожалению, у наших учителей не слишком большой арсенал этих поводов, поэтому и у учеников нет особого желания общаться.

Какие риски влечет за собой эта, так скажем, не совсем удавшаяся проба дистанционного обучения?

– Риски, на мой взгляд, минимальные даже для девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдавать экзамены. Любой учитель фактически всю четвёртую четверть оставляет на повторение. Весь материал уже изучен. Более того, многие учителя, особенно по таким ёмким по часам предметам, как математика, стараются завершить изучение нового материала ещё в первом полугодии, чтобы всё второе полугодие вывести на обобщение, повторение, закрепление. Безусловно, есть дети, которые не изучили или не освоили какой-то материал, и при прохождении итоговой аттестации могут быть проблемы.

Если говорить об остальных классах, я, честно говоря, не вижу ничего критичного и катастрофического в том, что они недоучили какой-то объём материала в связи с коронавирусом. В этом ничего страшного нет. Во-первых, образование детей не заканчивается, по крайней мере сейчас. Во-вторых, школа – не монополист знаний, умений, навыков, которые должны получить дети. Если все эти знания, умения, навыки настолько важны и нужны не только для государственной итоговой аттестации, но и просто для жизни, они появятся у детей, как только появится в них необходимость.

Для школы самые критические последствия будут заключаться в том, что дети увидели, что совершенно не обязательно быть в школе, чтобы учиться.

А для детей критический момент в том, что они почувствовали на себе, что дистантно работать плохо и неэффективно. А это на самом деле совершенно не так.

Просто взрослые люди не справились с ситуацией. Не важно, кто не справился – учитель, директор или все вместе, или управление образования, которое не сумело наладить систему. Это, на мой взгляд, самый критический эффект.

– Вопрос из группы «Вестей образования»: как развивающее обучение сочетается с дистанционным?

– Работа в технологии развивающего обучения выстроена так, что учитель «подбрасывает дров в огонь», а дети «горят» сами, и в этом смысле этот тип взаимодействия гораздо ближе к тому, что может быть сделано в дистанте.

Если говорить о детях в основной школе, то само по себе наличие такой интересной, интригующей задачи – основание для того, чтобы начать взаимодействовать самостоятельно.

Более того, специально подготовленной электронной среды может и не быть. Дети сами знают, как приступить к взаимодействию в вотсапе, в скайпе. Они начнут друг с другом коммуницировать, если в этом будет необходимость. А если не будет, то они будут самостоятельно работать и потом уже взаимодействовать, уже презентуя результат.

Технология развивающего обучения выстроена на таком типе взаимодействия, который воспитывает активность.

Мы называем это субъектностью, но если говорить обывательским языком, активностью, готовностью стать инициатором чего-либо и т.д. Совмещение технологии РО и дистанта достаточно органично выглядит. Хотя если говорить о детях начальной школы, с 1-го по 4-й класс, то это непросто. Есть такое понятие, как коллективно-распределённая деятельность. Это деятельность, когда дети, распределяя между собой некоторую ответственность, решают всевозможные задачки. Это распределение важно, потому что ребёнок сам не может удержать все функции на себе – самостоятельно генерировать идеи, самостоятельно моделировать, самостоятельно оценивать себя, поэтому все эти функции распределяются между детьми, когда они начинают работать в группе. Каждый смотрит на то, как кто-то другой выполняет ту или иную функцию, как это выглядит на другом человеке, и потом присваивает эту функцию себе. Это коллективное распределение сделать в дистанте очень сложно, но тем не менее это не невозможно. Ресурс для придумок и время ещё точно есть, потому что ресурсы дистанционного обучения в России наконец-то были увидены только сейчас.

А вот как в принципе организовать дистанционное обучение для первоклассников? Возможно ли это?

– В моём представлении возможно. Только «заход» на это обучение должен быть абсолютно не учебным. Иными словами, обучение должно быть дистанционно игровым, проектным, но не сугубо учебным, как бы странно это ни звучало. Если тип взаимодействия будет основан на «я рассказываю, а ты усваиваешь», то мы первоклассника очень быстро потеряем. Мы потеряем его внимание, мотивацию и т.д.

Выстраивать аналог традиционного урока в электронной среде самонадеянно и бессмысленно, потому что, подчёркиваю, первокласснику ещё и в классе бывает тяжело сконцентрировать своё внимание, проделать какие-то действия, собрать самого себя для того, чтобы получить результат.

В электронной среде, например, в Zoom он будет видеть 24 окна с одноклассниками, да ещё учителя, который не возвышается над ним, а просто сидит в маленьком окошке. Понятно, что для ребёнка это большой стресс.

Обучение должно выстраиваться в игре, в которую вовлекается ребёнок. Это происходит через решение проектных задач увлекательным путём. Часто проектную задачу путают с написанием каких-то заумных докладов и проведением исследований. На самом деле проектные задачи всегда выстраиваются на личностно-значимой проблеме для человека, это гарант того, что это будет интересно, это будет тянуть, мотивировать и т.д.

В первом классе, как бы это парадоксально ни звучало, дистанционное обучение должно быть не школярским, а проектным или игровым.

В этом случае оно будет работать. В противном случае будет супернеэффективным.

– И я так думаю, это предполагает участие родителей?

– Во-первых, это необходимо с точки зрения безопасности, потому что нужно следить за тем, насколько ребёнок быстро утомляется.

Первоклассник – это вчерашний дошкольник, который и физически развит по-другому. Для него взаимодействие через компьютер увлекательно, но может быть утомительно и иметь всякие последствия для здоровья.

Поэтому здесь, конечно, родитель должен быть рядом. Другой вопрос, что ему необязательно вовлекаться в образовательную деятельность. Тогда ему придётся строить из себя идиота либо быть самым умным в классе, что тоже для детей не самый лучший вариант. Поэтому, подчёркиваю, родитель может быть рядом для того, чтобы просто обеспечить безопасность, но быть внутри образовательной ситуации необязательно. Это как раз работа педагога.

Совсем скоро состоится сетевая конференции «Эврика-Авангард 2020» – «Инициатива ФГОС 4.0» В ней будут участвовать не только эксперты и чиновники, но и учителя. Чем она им полезна?

– Прежде всего тем, что будут сорваны все маски. Учителям расскажут, почему действующие ФГОСы не являются документом, который все исполняют, и почему этот стандарт не является стандартом. Поясню, что я имею в виду. Все стандарты всегда подразумевают чёткое неукоснительное исполнение. Исполнить стандарт на 90% или даже на 99% – означает не исполнить его. На сегодняшний день мы должны зафиксировать, что количество школ, реализующих стандарты начальной школы, основной школы и старшей школы на 100%, очень мало. Хватит пальцев двух рук, чтобы их пересчитать. Остальные школы его не выполняют по разным причинам. По большому счёту, это связано с отсутствием кадровых, финансово-экономических и прочих условий для реализации этого стандарта.

ФГОС 4.0 – это стандарты условий, и идея в том, чтобы всё-таки чётко определить, какие условия необходимы для того, чтобы реализовать современные образовательные результаты, то есть образовательные результаты, которые действительно нужны современному человеку, чтобы ребёнок мог этих результатов достичь.

Это будет честный, открытый, где-то, возможно, дерзкий, но стопроцентно интересный разговор, потому что мы будем говорить о том, о чём было говорить не принято.


Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.

Конференция «Эврика-Авангард - 2020»




Новости





























































Поделиться