25 марта в ИТАР ТАСС состоялась пресс-конференция на тему «Знания на расстоянии: переход российских вузов на дистанционное обучение».
В ней приняли участие ректоры ведущих российских вузов: Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ), Анатолий Торкунов (МГИМО), Григорий Заславский (ГИТИС), Николай Кудрявцев (МФТИ).
Примечательно, что спикеры находились в здании крупнейшего информационного агентства, а журналисты на этот раз ввиду мер безопасности в период карантина смотрели прямую трансляцию в интернете и задавали свои вопросы в приложении WhatsApp.
Не все обучение можно перевести в онлайн
Дистанционное образование сегодня воспринимается не только как достижение и благо XXI века, но и как серьезный вызов.
«Российская система высшего образования очень достойно встретила этот вызов, – констатировал Ярослав Кузьминов. – Если ставить оценки по пятибалльной шкале, то у нас твердая “четверка”, может, даже “четверка с плюсом”. Быстрее нас выступили только китайцы и еще несколько стран Юго-Восточной Азии».
По словам Ярослава Кузьминова, на сегодняшний день, по данным Министерства науки и высшего образования, только 14% российских вузов испытывают серьезные технические проблемы или трудности, связанные с компьютерной грамотностью преподавателей.
У подавляющего числа российских университетов – у кого лучше, у кого хуже – этот процесс пошел.
Что касается Вышки, то здесь преподавателям и студентам не пришлось начинать «с чистого листа».
Еще в октябре 2018 года руководство университета приняло решение полностью заменить традиционные лекции онлайн-форматом.
В феврале этого года Вышка запустила первую магистерскую программу подготовки высококвалифицированных специалистов в области Data Science на английском языке.
Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, «это первый в России опыт реализации полной магистерской онлайн-программы, в США их около 10».
На платформе Coursera на курсы Вышки сейчас зарегистрировано 2 млн 200 тысяч подписчиков, причем половина из них подписаны на курсы, созданные факультетом компьютерных наук.
Если еще до пандемии в НИУ ВШЭ было около 500 онлайн-курсов, то сейчас их спектр значительно расширяется не только за счет своих разработок, но и ресурсов других российских и зарубежных вузов.
В то же время перевести в дистант все курсы совершенно нереально.
Речь идет о практикумах по биологии, химии, физике, дизайну.
Но если в Вышке таких занятий не более 1%, то в ГИТИСе – значительно больше.
Как подчеркнул Григорий Заславский, «невозможно преподавать актерское мастерство и режиссуру дистанционно, но мы все равно это делаем, называя это беседами мастеров со своими студентами».
В июне преподаватели и студенты ГИТИСа надеются вернуться в аудитории, планируя заниматься до ночи, чтобы компенсировать вынужденные пробелы. Сессия запланирована на конец июля, с приемной кампанией пока не очень понятная ситуация, но, как отметил Григорий Заславский, «никаких творческих онлайн-туров проводиться не будет».
В Вышке смотрят в будущее без всяких иллюзий и уже сейчас готовят нормативную базу для организации сессий в дистанционном режиме.
В отличие от большинства других храмов науки, здесь четыре сессии в году, то есть вдвое больше, поэтому весеннюю и летнюю сессии придется сдавать летом. В настоящее время ведутся переговоры с провайдерами Proctoring – фирмы, разрабатывающей программное обеспечение для контроля тестов и подтверждения личности в системах онлайн-тестирования, которое повышает доверие к результатам.
Общежития как резервации
Одна из проблем – как поступить с иногородними и иностранными студентами, проживающими в общежитиях.
Например, в МФТИ 7000 студентов, включая даже многих москвичей, получают места в общежитиях (вуз находится в подмосковном Долгопрудном), и не всех удается отправить домой.
Понятно, что в условиях совместного и довольно плотного проживания риски подхватить инфекцию резко возрастают.
Поэтому здесь приняты повышенные меры безопасности: температура студентам измеряется два-три раза в день, уборка проводится каждые два часа (благо клининговым компаниям сейчас не надо убираться в учебных корпусах из-за массового перевода на дистант), в коридорах повсюду стоят в свободном доступе санитайзеры, регулярно протираются ручки дверей.
Специальный подъезд отвели под обсервацию для ребят с признаками простудных заболеваний.
Ежедневно проводится кварцевание помещений.
Кстати, эта тема стала предметом дискуссии: поскольку кварцевые лампы содержат ртуть, то их случайное повреждение может привести к опасным последствиям.
Но, как объяснил Николай Кудрявцев, в общежитиях Физтеха используются современные и качественные кварцевые лампы с безопасной амальгамой, а вот Григорию Заславскому пришлось принести из дома свою старенькую лампу.
По свидетельству Анатолия Торкунова, проблема общежитий МГИМО заключается не в том, что там проживает много студентов, а в том, что здания старые, с общими кухнями и душевыми.
Поэтому из 700–800 иногородних студентов здесь после тщательного рассмотрения заявлений специальной комиссией оставили только 150 человек и таким образом минимизировали опасность заражения, расселив их по освободившимся комнатам. Тем же, у кого не было денег на дорогу домой, покупали билеты за счет средств вуза.
По данным Министерства науки и высшего образования, из Москвы на период пандемии выехали 47% иногородних и иностранных студентов.
Одна из закономерных трудностей, беспокоящих руководителей вузов – это занятость студентов в период самоизоляции. Само собой, учебный процесс налажен благодаря информационным технологиям, но как организовать досуг в условиях самоизоляции, направив энергию молодости в разумное русло?
На сайте МГИМО разместили записи концертов и КВН, ссылки на трансляции театральных постановок.
Григорий Заславский посоветовал будущим актерам и режиссерам использовать свободное время для самосовершенствования, например, для чтения классики.
А многие студенты Вышки стали социальными волонтерами и теперь помогают пожилым преподавателям, покупая и привозя им продукты (естественно, не контактируя с ними, а оставляя сумки за дверью).
Такую взаимопомощь Ярослав Кузьминов считает лучшим проявлением патриотизма.
Прогнозы на будущее
Конечно, ректорам задавали вопросы о том, будет ли пересматриваться стоимость внебюджетного обучения – ведь многие российские семьи сейчас оказались в затруднительной ситуации.
Но здесь послаблений, к сожалению, ждать не приходится.
По словам Ярослава Кузьминова, в условиях дистанционного обучения затраты вузов возросли на 8–15% с учетом закупок дополнительного оборудования и программ.
Некоторым преподавателям, по необходимости оставшимся работать в режиме офлайн, пришлось повысить зарплаты.
В то же время увеличивать стоимость обучения никто не планирует.
К каким изменениям в высшем образовании приведет нынешний опыт?
По убеждению Николая Кудрявцева, «мы выйдем обновленными из этой ситуации». Поиски наиболее эффективных способов онлайн-обучения подтолкнут к новым решениям и возможностям в этой сфере.
Анатолий Торкунов считает, что использование таких ресурсов, как Zoom, Coursera, Moodlе и других будут активно использоваться в учебной практике и по окончании пандемии.
Григорий Заславский прогнозирует расширение контактов между столичными и региональными, а также зарубежными вузами, которые сейчас развиваются в формате видеоконференций.
Ярослав Кузьминов предсказал дальнейшее привлечение искусственного интеллекта в сферу образования. При этом он подчеркнул, что роботы не везде заменят профессоров и учителей, а только там, где требуется выполнение рутинной работы – заполнения отчетов и проверки тетрадей.