Качество образования // Статья

Старшеклассники российских школ не готовы к будущему


Старшеклассники российских школ не готовы к будущему

Осенью 2019 года свои способности в олимпиаде «Навыки XXI века» проверили дети из 85 субъектов Российской Федерации и 167 регионов по всему миру. Проект сфокусирован на тех навыках будущего, которые основываются на базовых предметах (английский язык, математика, информатика) и могут развиваться в школе. Лучше всех с заданиями по каждому предмету справились младшие школьники. Худшими оказались ученики 9-х классов. Абсолютным лидером с самыми высокими средними баллами по всем трем предметам оказалась Республика Мордовия.

Осенью 2019 года состоялся пятый сезон всероссийской олимпиады «Навыки XXI века» – это бесплатный онлайн-проект для школьников 2–11-х классов. Организатором всероссийской олимпиады «Навыки XXI века» является крупнейшая в стране онлайн-школа английского языка Skyeng, соорганизатором олимпиады по английскому языку выступил МГЛУ, по информатике – МИСиС и МФТИ. Главный контент-партнер по направлению программирования – международная школа программирования для детей «Алгоритмика».

В рамках олимпиады основной акцент сделан на тех трех компетенциях будущего, которые развиваются в процессе изучения базовых школьных дисциплин: изучение английского способствует развитию навыка коммуникации, математика развивает системное мышление, а информатика помогает улучшить навык алгоритмического мышления.

Олимпиада показала, что российским школьникам лучше всего дается навык межкультурной коммуникации (общение на английском языке): самый высокий средний балл по федеральным округам – 70,8 из 100 возможных. Английский язык также имел наибольший отклик у детей – задания выполнили 63 632 участника.

Навык алгоритмического мышления (информатика) развит у современных школьников хуже: самый высокий средний балл по федеральным округам – 50,8 из 100 возможных. При этом задания по информатике выполнили меньше всего участников – 38 694 человека.

Задания на системное мышление (математика) оказались вторыми по популярности среди школьников – их прошли 46 299 участников. Однако результаты по математике оказались самыми плохими: самый высокий средний балл по федеральным округам – 49,3 из 100 возможных.

При этом девятиклассники справились с заданиями по всем предметам хуже всех. Задания для учеников 9–11-х классов были на порядок сложнее, чем для ребят младшего возраста. Однако в 10–11-м классе остаются в основном дети, которые действительно хотят продолжать обучение в школе, а потому их средний уровень знаний выше, чем средний уровень девятиклассников.

Английский язык (межкультурная коммуникация)

Лучше всех с заданиями по английскому языку, которые проверяли навык межкультурной коммуникации, справились второклассники: их средний балл составил 79,2 из 100 возможных. Хуже всего выступили девятиклассники, набрав в среднем 57 баллов.

Лучшими по знанию английского стали школьники из Республики Мордовия и Орловской области, набрав в среднем 78 и 76 баллов из 100 возможных соответственно. Школьники из Санкт-Петербурга набрали в среднем 75 баллов, москвичи чуть меньше – 73 балла. Хуже всех с заданиями по английскому языку справились участники из Республики Дагестан, их средний балл – 42.

Математика (системное мышление)

Олимпиада показала, что лучше всех математику, которая проверяла навык системного мышления, знают ученики 2–4-х классов: средний балл в этой возрастной категории составил 60 из 100 возможных. Хуже всех с заданиями опять справились ученики девятых и десятых классов, набрав в среднем всего 28 баллов из 100.

С математикой лучше всего справились школьники из Республики Мордовия (60 баллов в среднем) и Владимирской области (57 баллов в среднем). Школьники из Санкт-Петербурга набрали в среднем 50 баллов, москвичи опять чуть меньше – 47 баллов. Замыкают таблицу результатов ученики из Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Сахалинской области и Севастополя – их среднее знание математики и навык системного мышления оценивается всего в 33 балла из 100.

Информатика (алгоритмическое мышление)

Результаты олимпиады по информатике, которая проверяла алгоритмическое мышление, выявили почти прямую зависимость знаний от возраста учащихся: младшие школьники показали максимальные баллы, выпускники – одни из самых низких. Абсолютными лидерами рейтинга стали второклассники: в среднем 92 балла из 100 возможных за самое короткое время – 7 минут.

Абсолютным лидером по информатике с результатом в 75 баллов в среднем стали школьники из Республики Мордовия, которые превзошли следующие по результатам регионы почти на 20 баллов. Учащиеся из Санкт-Петербурга набрали в среднем 53 балла, москвичи – 50 баллов. Худший результат у школьников из Северной Осетии-Алании – только 30 баллов в среднем.

Марина Павлуненко, старший методист Skyteach онлайн-школы Skyeng: «Сейчас проводится огромное количество конкурсов и олимпиад для школьников, но далеко не все из них реально проверяют знания. Важно, чтобы задания были разработаны в соответствии со стандартами и отвечали требованиям Министерства просвещения. Все задания олимпиады "Навыки XXI века" были рассчитаны на средний уровень знаний школьной программы и не включали ничего, что мог бы не знать ученик общеобразовательной школы. Подрастающее поколение более приспособлено к обучению новым компетенциям и в новых форматах. Кроме того, для малышей всегда очень важно хорошо проявить себя в любой контрольной или олимпиаде, поэтому к этому процессу они подходят гораздо более ответственно, нежели старшеклассники.Также не стоит забывать о том, что средний уровень сложности заданий повышался в зависимости от возрастной категории, и старшеклассникам нужно было решать больше задач на системное мышление и построение сложных моделей».

О навыках будущего

Ученые, футурологи и представители бизнеса давно говорят о том, что формат школьного образования устарел: детей учат предметам, а не навыкам, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов. При этом пока нет единого мнения о списке навыков, которыми должен обладать успешный «человек будущего».

Осенью 2019 компания Skyeng провела опрос среди более 1000 человек (школьники, родители и взрослые разных возрастов) из разных регионов России на тему того, какими навыками должен обладать человек будущего и как их развивает современная школа.

Почти 40% опрошенных практически не думают о том, какие навыки и умения понадобятся, чтобы в будущем людей не заменили роботы. При этом дети и подростки думают об этой проблеме больше: лишь 36% сказали, что никогда или мало думали об этом, в то время как среди взрослых так ответили 38%. Думают об этом, но ничего не делают 21% детей и подростков и 22% взрослых. Иногда развивают необходимые для будущего навыки 31% детей и лишь 24% взрослых, а прицельно и много занимаются развитием навыков 13% детей и 20% родителей.

По мнению самих детей, самый развитый у них навык будущего – командное взаимодействие (владение им оценили на 3,9 балла). За ним следует креативность (3,85), критическое мышление (3,7), эмоциональный интеллект (3,6). Школьники признают, что они средне владеют концентрацией и управлением вниманием (3,5), а самые неразвитые качества – алгоритмическое мышление (3,3) и межкультурные коммуникации (2,7).

Зимний этап онлайн-олимпиады стартовал в конце января и продлится до 22 апреля.



Новости





























































Поделиться