Один учитель музыки
«Если не прививать детям культуру восприятия звука, то музыка так и останется в жизни этих детей обычным фоном, не несущим в себе никакого смысла»
«Во все времена все известные нам культуры активно использовали звуки в своей повседневной жизни для улучшения ее качества. Начиная от шаманских обрядов и заканчивая посещением концертных залов для прослушивания музыки. Во всех сферах жизни существует своя музыка – для танцев, ритуалов, патриотическая, военная. Она направлена на усиление окружающей атмосферы, создание настроения, обретение мотивации. В современном мире мы живем в бесконечном потоке звуков, шумов и музыки, которые никак не упорядочены, и с детства каждый ребенок привыкает к постоянному фону, который не дает никакого эстетического удовольствия.
Если не прививать детям культуру восприятия звука, то музыка так и останется в жизни этих детей обычным фоном, не несущим в себе никакого смысла. А музыка может упорядочивать сознание слушателя, снижая беспорядок в мыслях и чувствах. При серьезном слушании музыка может не только избавлять от скуки, но и порождать различные переживания в чувствах ребенка.
В школьных программах музыка и искусство всегда страдают при необходимости что-то сократить или подвинуть.
Если ввести еще и систему “зачет-незачет”, дети будут уверены, что свой зачет они получат в любом случае, а напрягаться и изучать какую-то “сложную” (в сравнении с тем, что звучит в наушниках) музыку им не нужно.
Безусловно, грамотный педагог должен уметь мотивировать детей к работе на уроке в любой обстановке. Но я считаю, что дополнительная мотивация оценками все же необходима».
Три учителя физкультуры
«Клюнули другие учителя, которые не умели или не хотели работать»
«Лет 20 назад предложили ввести зачётную систему по физической культуре в Москве. Мне удалось убедить директора не переходить на нее.
Но на это предложение клюнули другие учителя, которые не умели или не хотели работать. Очень удобно: не учишь, не требуешь, не надо аттестовывать и т.д.
В результате резко упала мотивация у детей, посещаемость, ответственность учителей за свою работу. Через несколько лет халявщики и демагоги отказались от этой идеи.
Перед уроком спросил детей, что они думают о зачете вместо отметки. Но даже они понимают бесперспективность этой идеи. Один из аргументов – в невозможности выразить в оценке своё старание и успехи. Слушаю дискуссии по радио и понимаю, что за уши можно притянуть много теоретических выкладок, но как практик и человек, болеющий за своё дело, я против. И почему-то кажется, что задачи здесь отнюдь не образовательные и не забота о детях...»
«Изменив систему оценивания на “зачёт/незачёт”, можно изменить и отношение к предметам»
«Оценка – это в основном мотивация и похвала за проделанную работу. Получив “зачёт” (а по нынешней системе оценивания это “тройка”), ребёнок теряет интерес к освоению более сложных интересных упражнений, он не хочет тренироваться, а значит укреплять своё здоровье. И еще ребёнок не всегда ведь может оценить, занимался он хорошо, отлично или удовлетворительно. Изменив систему оценивания на “зачёт/незачёт”, можно изменить и отношение к предметам.
Насколько мне известно, учителя по физкультуре, музыке и ИЗО в своей работе стараются использовать индивидуальный подход к ученикам. И оценка ставится исходя из особенностей каждого ребёнка. Ведь на уроках дети занимаются не только прикладными действиями, но и получают теоретические знания, которые тоже оцениваются».
Физкультуру надо оценивать так же, как и другие предметы
«Считаю, что двигательные навыки и умения, освоенные в процессе учебных занятий, а также уровень физической подготовки должны оцениваться по той же системе, что и остальные учебные дисциплины. Также смею предположить, что при переходе на зачетную систему мотивация и стремление учащихся к качественному освоению двигательных навыков в рамках уроков физической культуры может снизиться».