Образовательная политика // Статья

Как появился Госсовет по школьному образованию


Как появился Госсовет по школьному образованию
Иллюстрация: investments.academic.ru

На днях пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил, что в этом году запланированный ранее Госсовет по школьному образованию не состоится. Но «Вести образования» узнали, что ближайшее заседание Госсовета по вопросам образования перенесено на первый квартал 2021 года, все зависит от эпидемиологической ситуации. Чтобы понять, почему Госсовет так важен и какие решения он принимает, мы решили оглянуться назад и посмотреть на его историю Госсовета.

От царя до наших дней

210 лет назад, в 1810 году император Александр I учредил Государственный совет как высший законосовещательный орган. Это стало частью программы преобразования властной системы России в рамках либеральных реформ начала XIX века.

В 1917 году деятельность Госсовета была прервана, и он вновь появился на политическом поле России лишь в 1991 году, в конце советского периода. Тогда в него входили президент СССР и главы 15 союзных республик, а создан он был для согласованного обсуждения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государства.

После распада СССР Госсовет упразднили, как и общесоюзный.

Идея оказалась востребованной после того, как в 2000 году процесс формирования Совета Федерации был изменён и глав регионов в Совете Федерации сменили их постоянные представители. 26 июля 2000 года был принят закон о порядке формирования Совета Федерации, а уже на следующий день президент подписал распоряжение, в котором одобрил предложение о создании Государственного Совета России. И 1 сентября вышел указ главы государства «О Государственном Совете РФ».

В Положении о его деятельности зафиксировано, что он является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В круг задач входит обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений с субъектами Федерации, важнейших вопросов госстроительства и укрепления основ федерализма с последующим внесением необходимых предложений главе государства.

Председателем Госсовета является Президент России, а его членами – спикеры обеих палат Федерального Собрания, лидеры фракций в Государственной Думе, руководители высших исполнительных органов государственной власти регионов. С 2012 года отдельным указом главы государства в состав Госсовета введены полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Также по решению главы государства могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

В обновленном статусе

Двадцатилетний юбилей Госсовет РФ встречает в обновлённом статусе, что, несомненно, должно повысить его роль в политической и общественной жизни страны. 15 января 2020 года, оглашая очередное Послание Федеральному Собранию, глава государства заявил: «В 2000 году по моей инициативе был возрождён Государственный Совет, в работе которого участвуют главы всех регионов. За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов. Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного Совета».

После принятия соответствующей поправки в статье 83 Основного закона страны появился новый пункт, что Президент РФ «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

Расстановка приоритетов

С самого начала Госсовет уделял большое внимание вопросам образования.

Первую рабочую группу по образованию (в ее состав вошли региональные министры образования, губернаторы, представители Минобразования, Госдумы, РАО, общественных объединений) возглавил председатель правительства республики Карелия Сергей Катанандов. К началу учебного года был подготовлен доклад «Образовательная политика России на современном этапе».

Одним из главных приоритетов образовательной политики стало обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Для этого предлагалось реализовать комплекс социально-экономических мер, в том числе планировалась передача муниципальных общеобразовательных школ в ведение субъектов Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений, с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Впоследствии этот тезис вошел в Закон «Об образовании».

«…Итак, главным итогом заседания Госсовета 29 августа является передача школы от муниципалитетов к субъектам Федерации. Если этот эксперимент не удастся, школу отдадут в ведение центрального правительства. А потом?», – задавался тогда вопросом Александр Адамский в своей публикации в газете «Первое сентября».

Кроме того, ставилась задача достижения нового, современного качества образования.

«В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования», – сказано в Докладе.

Перечисленные идеи легли в основу ФГОС второго поколения, введение которого началось в 2009 году.

На основе доклада Минобразования разработало Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года, 29 декабря 2001 года она была одобрена правительством. Средства на ее реализацию были заложены в Федеральной программе развития образования на 2001–2005 годы.



Новости





























































Поделиться