Экспертное мнение // Тема дня

Исак Фрумин: Аспирантам некогда заниматься наукой, и в этом кроется главная опасность

23 декабря Госдума приняла во втором чтении поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Исак Фрумин: Аспирантам некогда заниматься наукой, и в этом кроется главная опасность
Фото: alev.biz

Законопроект разработан в рамках исполнения поручения председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с ректорами образовательных организаций высшего образования, состоявшейся 4 июля 2018 года.

Институт аспирантуры (адъюнктуры) в Российской Федерации является главной формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для дальнейшей работы в системе высшего образования и науки.

С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) были отнесены к уровню высшего образования (до этого они относились к послевузовскому). По новым правилам программы подготовки будущих ученых подлежали государственной аккредитации с целью подтверждения соответствия ФГОС, а выпускники аспирантуры (адъюнктуры) не обязаны были защищать диссертацию на соискание ученой степени, поскольку действующая модель подготовки была больше направлена на освоение образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), а не на проведение научной деятельности.

Авторы законопроекта предлагают отказаться от проведения государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры), усилив научную составляющую подготовки обучающихся к научной деятельности с последующей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

При этом сохраняются все академические права обучающихся по указанным программам, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу. Подробности можно прочитать здесь.

Мы попросили прокомментировать новую законодательную инициативу научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исаака Фрумина.

«В нашем институте создана специальная группа, которая изучает, как устроена аспирантура во всем мире. И, базируясь на наших исследованиях, можно утверждать, что этот законопроект – шаг в правильном направлении, потому что он позволяет снять целый ряд бюрократических барьеров в деятельности аспирантуры.

В то же время было бы опасно выплеснуть ребенка вместе с водой, потому что сама идея аспирантуры как еще одного важного этапа профессионального развития является современной и очень важной. И в советской, и в дореволюционной, и в современной западной традиции аспирантура – это не только работа над конкретным исследованием, но и развитие широкого круга компетенций ученого.

Но самая большая проблема заключается в том, что этот законопроект не отвечает на ключевой вызов: при существующем размере стипендии в несколько тысяч рублей у аспирантов нет никакой возможности сосредоточиться на исследовательской деятельности.

В советское время аспирантская стипендия была равна примерно зарплате преподавателя-ассистента. Сегодня она в разы меньше. Поэтому исследования, которые проводятся нашим институтом, показывают, что 70% аспирантов работают на полную ставку, и для 80% эта работа никак не связана с профилем их научной деятельности.

Если мы эту ситуацию кардинальным образом не изменим, аспирантура будет разрушаться и дальше. Уже сегодня мы отстаем по количеству защищенных диссертаций от большинства стран-конкурентов».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube