Качество образования // Интервью

Педагог – это волшебник

По следам международного онлайн-путешествия по детским садам.

Педагог – это волшебник
Иллюстрация: Яндекс.Дзен

В начале декабря Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел международную онлайн-стажировку по детским садам России, Европы и Азии. Участники побывали в садах России, Сингапура и Вьетнама. О них можно прочитать в наших материалах. Каждый из пяти дней завершался рефлексией с комментариями участников. Не все успели задать свои вопросы экспертам во время стажировки. Сегодня мы адресуем их первому заместителю директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роману Селюкову.


– Один из представленных на стажировке детских садов работает по системе Марии Монтессори. Эта технология вызывает у педагогов большой интерес, но вокруг нее всегда много разных мифов. Почему?

– Не все хорошо знакомы с технологией и знают её основания, поэтому возникают мифы. Хотя педагоги осознанно или нет пользуются всевозможными материалами, которые разработаны в ней, в частности, связанными с сенсорным развитием дошкольников. Наверно не совсем понятно, где в этой технологии место игре. До сих пор ведутся споры, можно ли детям свободно играть с сенсорными наборами или всё-таки их нужно выдавать на занятиях и т.д. А в силу того, что ФГОС дошкольного образования сообщает, что игровая деятельность у дошкольников ведущая, этот вопрос сейчас животрепещущий. Также педагоги не очень понимают, где место инициативе ребёнка, где место его субъектности в образовательном процессе в рамках этой технологии. Справедливая, на мой взгляд, постановка вопроса.

Но подчёркиваю, что технологии Монтессори выстроены на умной развивающейся деятельности, прошедшей проверку десятилетиями.

– В трёх из пяти представленных детских садов реализуется билингвальная образовательная программа. Участники стажировки интересуются, каким должно быть ежедневное планирование в билингвальной группе детского сада?

– Мы придерживаемся точки зрения, что у педагога детского сада, работа которого построена на технологиях развития субъектности, поддержке инициативы, развитии способностей и развитии в игровой деятельности дошкольника, не может быть ежедневного планирования.

Может быть недельное планирование, в котором совместно педагог, говорящий на русском и на иностранном языке, определяет когнитивные задачи, которые будут «вбрасывать» через разнообразную деятельность с дошкольниками.

А в течение этой недели находить время, место, подходящую игровую ситуацию с детьми, в которую эта когнитивная задача может быть «вброшена». Поэтому абсолютно бессмысленно писать ежедневный план, если мы собираемся идти за ребёнком и быть рядом с ним. А если это так, то педагог, как волшебник, должен в арсенале иметь средства, методы, способы, задачки, интересные формы, которые помогают ребёнку обогатить ту деятельность, которую он уже начал.

– Некоторые педагоги в своих отзывах о стажировке с сожалением отмечали, что не все их замыслы и идеи одобряет руководство детского сада. Что делать со своими идеями и педагогическими амбициями, которые невозможно реализовать в силу каких-либо обстоятельств?

– Многие руководящие работники дошкольных образовательных организаций уже участвуют в наших семинарах, интересуются новыми технологиями и готовы двигаться дальше.

Чем раньше руководители попадут на подобные семинары, где явно увидят преимущества технологий, тем быстрее падет бастион консерватизма.

В группе детского сада воспитатель достаточно свободен в выборе методов, способов и средств для того, чтобы реализовывать ту основную образовательную программу, которая заложена в конкретном детском саду, даже если выбрана та, которая вряд ли подходит для поддержки развития игровой деятельности и способностей дошкольника.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования программа реализуется в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Соответственно, такие средовые технологии, как поддержка развития игровой деятельности дошкольника, технологии развития способностей, наглядного моделирования если не в чистом виде, то в качестве элементов точно можно разворачивать.

А дальше – показывать эффект руководству детского сада, делиться со своими коллегами, чтобы формировать общественное мнение в самом детском саду.

Можно и нужно опираться на мнение родителей, которые, я уверен, будут признательны не только педагогу, но и всему детскому саду. Не надо стесняться делиться этой благодарностью с руководством. Это способ обратить внимание на свои профессиональные успехи и на то, что применяемые технологии действительно прекрасно работают и их по достоинству оценили.

Мне кажется, так можно действовать уже здесь и сейчас, а не ждать, когда руководство разрешит или прикажет использовать эти технологии.

Обращаем ваше внимание, что с 15 по 17 марта 2021 года снова пройдет онлайн-стажировка, но уже по школам. По вопросам участия обращайтесь к руководителю отдела международного сотрудничества Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольге Логачевой.

Можно звонить +7-916-791-38-96 или писать ologacheva@eurekanet.ru

Материалы по теме:

«Страна чудес»: три вопроса о дошкольном образовании



Новости





























































Поделиться