ФГОС // Тема дня

Александр Асмолов – о необходимости разработки концепции ФГОС в условиях трансформации современного общества

Редакция «Вестей образования» располагает письмом, адресованным сопредседателям Межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования, об «Инициативе ФГОС 4.0». На прошлой неделе это письмо было разослано членам МРГ, наряду с проектом ФГОС от Министерства просвещения.​ Публикуем его полностью.

Александр Асмолов – о необходимости разработки концепции ФГОС в условиях трансформации современного общества
Фото: atlas100.ru

5 августа Александр Асмолов направил письмо руководителям Межведомственной рабочей группы Т. Голиковой и А. Фурсенко, в котором проинформировал о том, что «в январе 2020 года родилась инициатива профессионального сообщества, условно названная “Инициатива ФГОС 4.0”», и предложил включить в повестку дня заседания МРГ вопрос о необходимости разработки концепции ФГОС в условиях трансформации современного общества.


5 августа 2020 г.
Сопредседателям Межведомственной рабочей группы
по вопросам развития системы общего образования
Т.А. Голиковой,
А.А. Фурсенко

О необходимости разработки концепции ФГОС в условиях трансформации современного общества

Глубокоуважаемые Татьяна Алексеевна и Андрей Александрович!

В условиях вызовов сложности, неопределенности и разнообразия современного общества, его цифровой трансформации возникает необходимость разработки стратегии общего образования, обеспечивающего успех подрастающих поколений в стремительно изменяющемся мире. Среди ключевых вопросов в разработке стратегии общего образования, учитывающих приоритеты научно-технического и социального прогресса, одним из важных вопросов является разработка концепции Федерального государственного образовательного стандарта школы (ФГОС), который бы обеспечивал самореализацию детей и подростков, а также расширял возможности выбора ими своего жизненного и профессионального пути. Постановка на повестку дня подобного вопроса назревает и потому, что в 2021 году завершается цикл действия ФГОС, по которым и работает современная школа. Напомню, что в соответствии с поручениями президента РФ последние годы неоднократно обсуждалась необходимость обновления существующих ФГОС общего образования и предпринимались попытки конкретизации содержания школьного образования. При всей важности различных попыток совершенствования нынешних ФГОС было бы целесообразно приступить к разработке ФГОС нового поколения, учитывающих происходящую трансформацию общества и содержащих ориентиры дидактики персонализированного и цифрового школьного образования, которая до сих пор не разработана ни в системе психолого-педагогической науки, ни в системе высшего педагогического образования, ни в системе подготовки и переподготовки учителей и работников управления сферой образования.

В целях первого подхода к концепции ФГОС нового поколения в январе 2020 года родилась инициатива профессионального сообщества, условно названная «Инициатива ФГОС 4.0».

В рамках этой инициативы ряд российских научных, образовательных и экспертных организаций предложил профессиональной общественности обсудить подходы к регулированию системы образования, наметить, как бы сказал классик отечественной и мировой психологии Лев Выготский, ее зону ближайшего развития. В числе этих организаций – Московский городской педагогический университет, Институт проблем образовательной политики «Эврика», РАНХиГС, Институт образования НИУ-ВШЭ, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательский дом «Первое сентября» и другие. В ходе обсуждения в очно-заочном формате к этому движению присоединились около 10 тысяч участников, результаты дискуссий регулярно публиковались в СМИ.

Концепция и методология будущих ФГОС оформлялись с акцентом на проектирование условий самореализации личности. При этом сформировались различные подходы, в которых особое внимание уделялось принципам разработки основных регуляторов системы образования, включая финансовые механизмы и системы оплаты труда; персонализация образования, эволюционный характер ФГОС, концепт больших идем, цифровой дидактики н другие. Безусловно, должен быть учтен и опыт реализации действующих ФГОС. Так. хорошо себя зарекомендовал ФГОС начальной школы, его эффективность подтверждена международными сопоставительными исследованиями.

При разработке концепции ФГОС на ближайшую перспективу весьма важен первый шаг как точка отсчета. Представляется, что на текущем этапе необходимо прежде всего сосредоточиться на проектировании ФГОС старшей школы, который напрямую связан с образом будущего выпускника. Обеспечивая фундаментальность базовой подготовки, именно ФГОС старшей школы выступает как интегратор между школьным и профессиональным образованием; его формирование должно отталкиваться от требований внешнего к школе заказчика. Разработка ФГОС старшей школы, опирающаяся на исследования эволюции человека, природы и общества, станет затем одним из ориентиров при подготовке ФГОС основной школы.

Бесспорно, для продуктивной разработки концепции ФГОС необходимо конструктивное обсуждение методологии, предложенной профессиональным сообществом, как с Министерством просвещения, так и с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Проектирование ФГОС общего образования, отвечающих на вызовы «сетевого столетия», поможет нашей школе преодолеть цифровой разрыв между поколениями, стать пространством понимания между взрослыми и детьми и обеспечить рост конкурентоспособности страны и отечественной системы образования в цифровую эпоху.

В связи с вышесказанным прошу рассмотреть возможность включения в повестку заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития общего образования вопрос «О необходимости разработки концепции ФГОС в условиях трансформации современного общества».

С уважением, член межведомственной рабочей группы системы общего образования, председатель комиссии по науке и образованию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Александр Асмолов



Новости





























































Поделиться