Дистанционное обучение // Колонка

Почему нам (не) нравится дистант, или О «газированном соевом соусе»


Почему нам (не) нравится дистант, или О «газированном соевом соусе»
Иллюстрация: skillbox.ru

Когда я читаю полные гнева и тревоги сообщения о родительских петициях против дистанта, я всегда вспоминаю один ролик, который как-то промелькнул в моей ленте. Там один студент решил изучить реакцию своих гонконгских друзей на привычную нам русскую еду.

Эффект оказался (предсказуемо) феерическим. Непривычная еда вызывала изумление, неприятие, непонимание. Но – только в первые мгновения. Потом – закономерное удивление и постепенное принятие.

Больше всего мне понравилась реакция на русский квас.

Почти все испытуемые увидели в нем поначалу «газированный соевый соус». И распробовать пытались именно соус.

Это удивительно. и неудивительно одновременно.

Получив в распоряжение продукт из совершенно иной культуры, мы интуитивно встраиваем его в привычную, известную систему. Квас становится соевым соусом исключительно потому, что он похож по виду. И лишь тщательное распробование в попытке понять суть дает возможность понять, что это на самом деле и как это можно использовать.

Представляю расстройство китайских друзей, которые попробовали бы приправлять квасом рис.

То же самое и с дистантом.

Интуитивно мы смотрим на инструменты дистанционной работы как на некоторые объекты, которые надо рассматривать исключительно в парадигме очного обучения.

Сделать следующий шаг, понять, что в дистанте все немного иначе – очень сложно.

Мы как те гонконгские студенты смотрим на черную жидкость и априори считаем ее соевым соусом. Ибо что это, как не соевый соус? Правда, газированный, но мы потерпим.

Мы привыкли к школе. К сорокапятиминутным урокам и к учителю, от которого знания переходят к ученикам. К ситуации, когда все под контролем и мы видим, что второгодник Ваня сна последней парте достал телефон, а отличница Маня тайком под партой читает книжку. Мы знаем, как со всем этим обращаться и хотим того же в Zoom'e.

«Так, включили все камеры, на меня смотреть! Я сказал – на меня! Не отвлекаться!»

А оно – не работает.

Газированный соевый соус оказывается поразительно невкусным. И тут нам бы постараться понять, посмотреть, как этот квас пьют? Может, не надо им заправлять рис? Может, не надо заставлять слушать говорящую голову сорок пять минут? Может, не нужны нам семь уроков на дистанте с просиживанием детей напротив экранов?

Но нет, не получается.

«Палочки должны быть попендикулярны». Учитель ведь получает деньги за проведенные часы. Значит, эти часы должны быть отработаны. 18, 24, 36 часов в неделю. Это неважно, что дистанционный урок не равен очному. Неважно, что на подготовку его требуется в два-четыре раза больше времени. Важно, что его нужно провести.

Вот мы и давимся газированным соевым соусом, даже не пытаясь понять, что в дистанте главное – не часы, проведенные за экраном, а самостоятельная работа. К которой наши дети в массе оказываются (сюрприз!) не готовы.

Но мыши плачут, колются, но продолжают грызть кактус.

И вот нам уже нужны дорогостоящие системы прокторинга, защиты от списывания.

Вместо творческих заданий, которые единственные только работают в дистанте, мы с упорством, достойным лучшего применения воспроизводим репродуктивные, которые дети моментально скачивают с ГДЗ.

Газированный соевый соус оказывается поразительно невкусным. Его невозможно есть с рисом.

Но, когда кто-то робко пытается возразить – а, может, попробовать пить его как прохладительный напиток, на него сразу обрушивается сонм негодующих – родителей, учителей, чиновников.

Мы привыкли есть рис.

Не мешайте нам есть рис.

Дайте нам наш рис.

А ваш газированный соевый соус – это такая дрянь!



Новости





























































Поделиться