Что происходит? // Статья

Выбор между очным образованием и здоровьем оказался тупиковым


Выбор между очным образованием и здоровьем оказался тупиковым
Иллюстрация: specprominvest.ru

13 ноября в Общественной палате г. Москвы состоялось заседание круглого стола, в котором приняли участие учителя, родители, представители столичной системы здравоохранения и Департамента образования и науки г. Москвы.

В повестке дня – не просто актуальная, а горячая тема: дистанционное обучение в период пандемии коронавируса.

Напомним, что приказом московского мэра Сергея Собянина с 19 октября школьники 6–11 классов переведены на онлайн-обучение, а 1–6 классы обучаются в обычном режиме.

Споры вокруг перехода на удаленку кипят нешуточные: родители направляют петиции в адрес президента, московского мэра Сергея Собянина с требованием оставить детей на очном обучении.

Не случайно обсуждение началось с выступления руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Елены Андреевой, которая сразу заявила, что переход школ на дистант – это вынужденная мера, продиктованная реальной ситуацией, которая сложилась в городе.

В качестве основного аргумента она привела конкретные цифры. Так, в период разобщения школьников весной, когда было введено дистанционное обучение в период летних каникул 2020 года доля детей в общей структуре заболевших новой коронавирусной инфекцией с марта по август оставалась стабильной и не превышала 8,6%.

В мае на пике заболеваемости среднее количество детей в сутки составляло не более 329 человек. В летние месяцы, когда дети были на каникулах, среднесуточное количество заболевших детей уменьшилось в 3,6 раза. В сентябре с началом очного обучения среднесуточное количество заболевших детей увеличилось в 3 раза по сравнению с июлем и августом, а в октябре среднесуточное количество заболевших детей возросло в 3,2 раза по сравнению с сентябрем и в 10 раз по сравнению с июлем.

Таким образом, начиная с сентября 2020 г,. заболеваемость COVID-19 школьников начала стремительно возрастать, причем скачок заболеваемости среди школьников с 6 по 11 классы был выше по сравнению с учащимися младших классов.

Уже на седьмой-восьмой день после введения онлайн-обучения для школьников средних и старших классов заболеваемость в этой группе снизилась на 39,3% на фоне продолжающегося роста среди взрослых и особенно заметно на фоне роста заболеваемости среди школьников младших классов.

Несмотря на это, учащиеся 1–5 классов пока продолжают посещать школу.

Не отменены очные занятия во многих негосударственных школах, поскольку их малокомплектность, изолированные учебные помещения, организация индивидуальных занятий – позволяют минимизировать риски распространения инфекции.

По этой же причине не закрывают дошкольные учреждения, где дети находятся в малых группах, каждая из которых занимается в отдельном помещении.

Дети, как правило, переносят инфекцию бессимптомно или в легкой форме, в среднем за сутки в больницы направляют 27 детей, и эта цифра не растет с начала сентября. Летальных исходов среди детей от COVID-19 пока не зафиксировано.

Тем не менее это не повод для оптимизма: во-первых, бессимптомные дети являются главными переносчиками инфекции, представляя опасность не только для своих сверстников, но и для учителей и всех родственников, с которыми они контактируют; во-вторых, есть дети, которые тяжело переносят COVID-19.

Об этом рассказал главный педиатр Москвы Исмаил Османов. По его словам, за время пандемии было госпитализировано 1908 детей, заразившихся новой коронавирусной инфекцией. У каждого пятого была выявлена пневмония, вследствие которой у некоторых детей развивался мультисистемный воспалительный синдром, вызывающий нарушения сердечного ритма, работы желудочно-кишечного тракта, дыхательную недостаточность.

Однако лидера общественного движения «Родители Москвы» Илону Менькову и пресс-секретаря этой организации Инну Гориславцеву все эти доводы не убедили. До этого они уже обратились с петицией к мэру Москвы Сергею Собянину, требуя вернуть очное обучение для учащихся 6–11 классов.

Обе активистки выступали порой эмоционально, но их аргументы выглядели убедительно.

Первый заключался в том, что пока дети сидят дома на удаленке, функционируют торговые центры, ночные клубы (пусть и с некоторыми ограничениями), а родители ездят на работу в общественном транспорте, становясь невольными распространителями инфекции в своих семьях.

«Мы считаем, что мотив отправления школьников на дистант не обоснован. Проведенные исследования указывают, что дети заражаются в семьях, кластерных очагах, а наибольший вклад в распространение вносит молодежь», – заявила Илона Менькова.

В ответ Исмаил Османов возразил, что для детей характерно более длительное выделение вируса, чем у взрослых даже после нормализации самочувствия.

«Именно поэтому необходимо разобщать детей, как бы это тяжело не давалось и школьникам, и их родителям. Статистика показывает, что в числе заболевших детей преобладают старшеклассники и преобладают с наиболее тяжелым течением заболевания – болеют «по-взрослому»»,– подчеркнул главный педиатр Москвы.

Второй аргумент противников дистанта заключался в том, что онлайн-обучение негативно влияет на физическое и психическое здоровье детей, способствуя развитию мигреней, сколиоза, ухудшению зрения, бессонницы, росту агрессии и раздражительности, панических атак и даже суицидальных настроений.

Илона Менькова и Инна Гориславцева считают, что в период онлайн-обучения не соблюдаются САНПины, вследствие чего дети проводят необоснованно много времени за монитором, сначала выслушивая «говорящую голову» учителя, а потом выполняя объемные домашние задания, требующие многочасовых занятий за компьютером.

Родительницы потребовали провести жесткую проверку Московской электронной школы (МЭШ), на платформе которой они, по их собственному признанию, нашли много фактических ошибок и несуразностей.

Наконец, общественницы пожаловались на закрытие учреждений дополнительного образования детей, что не позволяет им заниматься спортом. При этом, по их словам, некоторые предприимчивые организации предлагают платные услуги.

Свои претензии предъявили и отцы.

Председатель Совета Отцов при Уполномоченном по правам человека г. Москвы Алексей Чегодаев рассказал о том, что мониторинг, проведенный весной, выявил не только проблемы со здоровьем школьников в период дистанта, но и цифровое неравенство, когда в семьях не хватало компьютеров для детей.

Опрос более полутора тысяч отцов показал, что 50% из них стали больше времени проводить с детьми, но только у трети из них это общение было качественным и позитивным.

«Мы привыкли отдавать детей в школу, а сейчас надо больше участвовать в воспитании, но нас никто этому не учил. Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей», – отметил Алексей Чегодаев, призыва учителей и родителей к согласованным действиям.

Руководитель «Клуба молодых мам» Ирина Акопян убеждена, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно преодолеть этот сложный период.

Класс, где учится ее дочь, в сентябре перевели на смешанное обучение: дети с симптомами ОРВИ занимаются дома, выходя на видеосвязь с учителем, который ведет урок в школе и таким образом полноценно осваивают учебную программу. Кроме того, по четвергам весь класс учится дистанционно.

«Мы, родители, очень довольны таким подходом. Чем больше мы будем критиковать и искать виновных, тем хуже мы делаем для своих детей. Я как родитель выбираю безопасность для своего ребенка», – сказала Инна Акопян.

В то же время она отметила, что в данном случае очень многое зависит от умения школы и учителей организовать качественное образование для детей в период дистанта при поддержке со стороны родителей.

Там, где этого нет, ситуация складывается не так благополучно, вызывая нарекания, перечисленные в выступлениях Меньковой, Гориславцевой и Чегодаева.

Одним из центральных выступлений стала речь лидера движения «Школа – наше дело» Артема Соловейчика, которую вы можете прочитать здесь.

От Департамента образования и науки г. Москвы выступили заместители председателя Антон Молев и Наталья Киселева.

Антон Молев сообщил, что решение московского правительства о переводе учащихся 6–11 классов продиктовано ответственностью за безопасность и здоровье детей и учителей. По его словам. сейчас школа обладает тем ресурсом, который позволяет максимально дистанцировать ребят, находящихся там с 1-го по 5-ый классы.

Несмотря на принятые меры, он констатировал, что только за один день (13 ноября) он получил оповещения о заболевании 12 педагогов одного только столичного округа, который он курирует. И эта цифра была бы еще больше без принятых властями города ограничений.

Что касается критических замечаний в адрес МЭШ, то работа над ее совершенствованием ведется, начиная с весны, и сейчас число обращений существенно снизилось. Причина выявленных недостатков, по словам Антона Молева, заключается в том, что этот ресурс был изначально рассчитан на работу в классе, поэтому с переходом на дистанционное обучение в марте разработчикам пришлось в авральном режиме перестраивать функционал МЭШ.

При этом зампредседателя ДОНМ отметил, что «дистанционка – это вынужденная мера, инструмент, с помощью которого дети могут продолжить обучение в текущей эпидемиологической ситуации».

«Мы выбираем между очным образованием и здоровьем детей», – подчеркнул он.

Наталья Киселева пояснила, какие изменения происходят в МЭШ с целью модернизации контента. Теперь к каждому уроку разработано видео-объяснение от 7 до 12 минут с учётом рекомендаций психолога и требований СанПина. Благодаря этому, дети, пропустившие урок, смогут устранить пробелы в своих знаниях. Кроме того, совершенствуются тестовые задания, которые разрабатываются учителями и методистами. И, самое главное, как подчеркнула Наталья Киселева, начиная с летнего периода по настоящее время ведется обучение педагогов интерактивным формам взаимодействия с целью ухода от «говорящей головы» на экране компьютера.

Учитель ИЗО школы № 2107 Любовь Быковская рассказала о том, что при подготовке как очных, таки дистанционных уроков она использует библиотеку МЭШ.

«Там очень много хороших материалов. Но если я как специалист вижу, что какой-то из материалов вызывает у меня вопросы, то я знаю, что можно обратиться к модераторам, их контакты известны. И я это делала уже неоднократно, говорила о своих взглядах, высказывала своё мнение, и данные материалы либо удалялись, либо несколько видоизменялись»,– отметила Быковская.

По итогам круглого стола принята резолюция, в которой административным командам школ рекомендовано плотнее взаимодействовать с родительской общественностью Москвы, вести с родителями открытый диалог на актуальные темы и оперативно отвечать на их вопросы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube