Ирина Яровая предложила сделать обязательной медицинскую экспертизу образовательных программ. Об этой инициативе депутата мы спросили врача гигиениста-эпидемиолога Людмилу Кузнецову.
Начиная с 90-х годов и на протяжении последующих двух десятилетий, официальная статистика свидетельствует об ухудшении здоровья школьников. Постоянный мониторинг состояния здоровья детей указывает на преобладание в структуре заболеваемости функциональных и хронических нарушений пищеварительной, нервной, опорно-двигательной систем, органов зрения.
Причин сложившейся ситуации целый комплекс: это и ухудшающаяся экологическая обстановка, и качество питания, и вредные привычки.
Но существенное место отводится негативному влиянию так называемых школьных факторов, куда входят нарушения гигиенических требований к объему и интенсивности учебных нагрузок, организации образовательного процесса, несоответствие педагогических технологий возрастным и индивидуальным возможностям детей и ряд других.
Поэтому инициатива медицинской экспертизы образовательных программ в совокупности с условиями их реализации вполне правомерна.
Если смотреть на инициативу Ирины Яровой с точки зрения сложившейся эпидемиологической обстановки, то проводимое дистанционное обучение осуществляется с явными нарушениями.
Принимая во внимание то, что мы все поставлены в экстремальные условия, организация образовательного процесса подготовлена недостаточно, и негативные результаты ожидаемы.
Сейчас даже без исследований можно сказать, что из-за неравномерных и часто чрезмерных нагрузок страдают и зрение, и осанка, и нервная система.
Наша главная задача - вовремя подстроиться под изменившиеся условия с учетом наработанного опыта применения здоровьесберегающих технологий, санитарно-гигиенических правил и норм, технологий смешанного обучения.
В рамках серии семинаров на тему «Введение в новую школьную жизнь» мы обсуждали педагогические приемы индивидуального подхода, развития самостоятельности учащихся, формирования способности управлять собственным временем и навыков самооценки. Эти технологии разработаны и апробированы в школах развивающего обучения. Для их масштабного применения, к сожалению, не хватает широкого освещения результатов апробации.
Для того, чтобы оценить степень влияния образовательных программ на здоровье детей, необходимы объективные исследования в масштабе страны с применением научных методов оценки объема нагрузок по возрастным категориям, степени интенсификации или трудности обучения, использования компьютерных, сетевых и цифровых технологий.
Записала Людмила Боросгоева
Еще по теме:
Установка на здоровьесбережение в период смешанного обучения: миссия выполнима!