Согласно учебникам педагогики и психологии существуют три типа классного руководства: авторитарный, либеральный и демократический (прям-таки политические системы).
Авторитарному типу свойственна линия: «Как я сказал, так и будет». Я бы не сказал, что это что-то плохое. Присутствует отличный контроль дисциплины и успеваемости, порядок с мероприятиями (всё чётко по плану), буйные дети и родители приструнены. Недостаток – полное отсутствие творчества в классной жизни со стороны других участников процесса.
Классный руководитель – «либерал» уже допускает определённые свободы (в первую очередь, для родителей). Работает родительский и ученический актив (первый гораздо более активно). Контроль со стороны классного руководителя в большей степени через эти активные группы и осуществляется. Переводя на политический язык, это не непосредственное распоряжение, а работа через группы влияния.
В учебниках времён, когда я постигал азы педагогической науки, до небес превозносился демократический стиль руководства. Вроде бы плюсов полно: полное творческая свобода детей и родителей, поддержка самовыражения и прочее, прочее, прочее. Вот только есть огромный риск упустить детей.
Задумался я как-то: а к какому же типу стоит отнести меня? Да, у меня очень мал опыт классного руководителя, да, у меня на первых порах полно ошибок. Но стиль выработался именно свой. У меня нет тотального контроля, но учебный процесс я контролирую достаточно жёстко. Правда, большинство ситуаций я предпочитаю решать с детьми, а не с их родителями.
На уроках физической культуры я авторитарный, даже жёсткий учитель, но со своим классом стараюсь создать доверительные отношения (уроков это не касается).
Люблю разговаривать со своими подопечными на каждой перемене. Именно разговаривать, а не читать наставления и нотации.
«Вы слишком просто общаетесь с классом», – как-то сказала мне замдиректора. Да, я могу присесть на парту во время разговора (о ужас!), да, часто использую шутливый тон, даже когда распекаю учеников. Например, «Вы меня опять до инфаркта довести хотите своими контрольными, что мне с вами немотивированными делать». Потом, правда, следует серьёзный разбор.
Может быть, я не прав, но мне хочется, чтобы дети обращались ко мне за поддержкой, а не тряслись при моём появлении. Чувствую, аукнется мне это в дальнейшем. Но пока все опасения перечеркнул один эпизод.
Кончилась первая смена. В своей тренерской я заполняю электронный журнал, мои «художницы» рисуют традиционный новогодний плакат для украшения школьных коридоров. Между делом разговариваем о разных вещах. Фраза одной из моих девочек: «Мне было очень просто к Вам привыкнуть. Вы такой же как мой папа: добрый и весёлый».
Наверное, это неправильно для настоящего классного руководителя, но мне почему-то хочется соответствовать этой характеристике.
Учитель физкультуры в провинциальном городе