Есть разные способы превратить школьное пространство в обучающее, игровое и познавательное. К этому непременно стоит привлечь детей, чтобы они стали не просто учениками, а активными участниками школьной жизни.
Уроки за стенами школы
Современные дети лучше усваивают информацию не в классе и не за партой. Возможностей нестандартно организовать учебный процесс сегодня немало. Москва максимально открыта для школьников, и этим просто нельзя не воспользоваться. Например, можно провести, как мы и делаем, уроки в музее и зоопарке, в суде и агрокомплексе, в торговом центре и в лесу на экологической тропе; кстати, проект экотропы придумала одиннадцатиклассница школы № 2065, а реализовала его администрация поселения Московский в лесопарке недалеко от школы. На экотропе проходят уроки биологии, дети учатся проводить экскурсии. Стоит отметить, что выездные занятия за школьными стенами расширяют кругозор, учебный процесс проходит с «погружением», такие уроки дают новую информацию для размышлений и прикладные знания.
Городской проект «Урок в музее» позволяет старшеклассникам проводить учебный день в музее, где они занимаются по обычному расписанию. Все как в школе: русский язык, английский, алгебра, биология...
Но даже когда дети занимаются в школе, далеко не всегда уроки проходят статично в классе, сидя за партой. У нас в школе задействовано все пространство, и разные площади используются как место для обучения детей.
В фойе, скажем, стоят мольберты и проходят уроки рисования, в коридорах, используя школьные стены и само пространство здания – уроки геометрии, историей занимаются в школьных музеях, где есть уникальные экспонаты, достойные выставок государственного масштаба.
Так, в музее «Русская изба» хранятся предметы, которым 200 лет. В Музее боевой славы – настоящая военная форма времён Великой Отечественной войны, радиостанция, миноискатель, самодельный ручной щуп, осколки снарядов, саперная лопатка. В музее экспонаты можно и нужно трогать руками!
Перемены без травм и гаджетов
Важно, чтобы интересными были не только уроки, но и перемены. Наше ноу-хау – проект «Активные перемены». Перед педагогами стоял вопрос: как обезопасить младшеклассников на переменах, но при этом чтоб они не чувствовали ограничений? На помощь пришли старшеклассники и предложили на переменах заниматься с малышами. Организованный отдых на переменах развивает творчество, помогает избежать травмоопасных и конфликтных ситуаций, делает перемену полезной, веселой и безопасной. На переменах ребята играют в активные, интеллектуальные игры. На танцевальных переменах старшеклассники устраивают для учеников младших классов танцевальный баттл! Активная перемена проходит даже в виде экскурсий. Старшие отвели младших в столовую, побеседовали с ними о правилах поведения в местах общественного питания, о пользовании столовыми приборами.
Активности ребята придумывают сами и вместе с педагогами составляют план на ближайшие дни: игровые, танцевальные, спортивные, творческие занятия. Так, семиклассники взялись и провели соревнования по настольному теннису, поиграли в «паутинку» и «ручеек». Восьмиклассники, в свою очередь, предложили детям «Твистер», викторины, рисование на стенах, которые покрыты специальной краской, и помощь младшим с уроками. В активностях участвуют все добровольно. Младшие с огромным удовольствием занимаются тем, что предлагают им взрослые школьники. И перемены проходят интересно и без гаджетов!
Для самых увлеченных
В школе № 2065 для учеников предпрофессиональных классов, таких как медицинский, инженерный, кадетский, педагогический, IT, создана максимально разнообразная учебная среда. В лабораторных комплексах ребята на практике применяют полученные навыки. В «IT-полигоне» воплощают свои самые смелые идеи. В планетарии ребята из студии гейм-дизайна показывают свои разработки. Все эти пространства может посетить любой ученик, независимо от того, из какого он класса. Занятия в оборудованных по последнему слову техники классах может провести любой учитель – достаточно закрепить за собой в расписании время. В робоклассе кроме дополнительных занятий проходят и обычные уроки.
А что делать с уроками физической культуры, чтобы дети их полюбили? Просто предоставить ученикам выбор, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе. У нас в школе дети выбирают между легкой атлетикой, аэробикой, общей физической подготовкой, волейболом, футболом. А если остаться после уроков, что многие и делают, то разнообразия еще больше: йога, греко-римская борьба, тхэквондо, большой теннис, бадминтон, электронный тир, тренажёрный зал и еще 200 кружков и секций. Уходить из школы и не захочется.