Аналитика // Колонка

Как защищать корпоративный стиль школ и университетов, аккаунты в соцсетях и что такое новые интеллектуальные активы


Как защищать корпоративный стиль школ и университетов, аккаунты в соцсетях и что такое новые интеллектуальные активы
Фото: printhit.org

Для настоящего времени характерны масштабные социальные и экономические изменения, которые, безусловно, отражаются и на такой консервативной сфере, как образование.

Новая эпоха резко повысила ценность нематериальных активов, включая объекты интеллектуальной собственности – базы данных, исполнения, секреты производства (ноу-хау), промышленные образцы и другие.

Эти объекты уже давно признаны важными активами, используются в обороте, свободно переходят от одного владельца к другому.

Педагогические работники как физические лица могут владеть и распоряжаться объектами интеллектуальной собственности, приобретенными по разным основаниям.

Важно отметить, что сама по себе профессиональная педагогическая деятельность может порождать новые объекты интеллектуальной собственности – образовательные программы, научные, методические работ и другие.

Естественно, что образовательные организации также могут выступать обладателями объектов интеллектуальной собственности.

Первенство в этом отношении принадлежит, конечно, университетам. Тем не менее школы и другие образовательные организации тоже могут быть потенциальными и реальными обладателями объектов интеллектуальной собственности.

Однако современное время вызвало к жизни процесс формирования принципиально новых активов, которые в ряде стран уже рассматриваются как реальная ценность и вовлечены в деловой оборот.

Одним из такого рода активов является так называемая корпоративная идентичность,рассматриваемая как совокупность элементов, составляющих комплексный внешний образ компании.

Один из такого рода составляющих элементов –корпоративный стиль – сочетание цветовых схем, визуальных элементов, конструкций, слов, шрифтов, форм, которые использует компания для самоидентификации на рынке.

Также корпоративная идентичность включает такие элементы, как название и логотип, слоганы, сообщения, объединенные целями, связанными с развитием компании, дизайн помещений, сайта, особенности кадровой политики, репутация компании и ее работников, клиентская база и т.д.

В применении к школам и университетам корпоративная идентичность может включать стиль, обеспечивающий позиционирование во внешнем пространстве, дизайн помещений, особенности образовательного процесса, степень успешности выпускников, достижения педагогических работников и другие свойства образовательной организации, обеспечивающие ее обособленность и позиционирование.

При детальном анализе можно сделать вывод о том, что корпоративная идентичность распадается на отдельные составляющие, каждую из которых можно отнести к объектам, находящимся под охраной авторского права.

Однако корпоративная идентичность университета или школы представляет собой особую целостность, не сводимую к свойствам входящих в нее частей.

В этом смысле корпоративная идентичность образовательной организации представляет собой самостоятельную ценность, которая может приносить очевидную выгоду за счет уникального сочетания и взаимодействия всех составляющих ее элементов.

Одновременно корпоративная идентичность образовательной или иной организации по сути представляет собой отдельный вид интеллектуальной собственности, пока не обозначенный в законодательстве.

Это тем не менее не исключает возможностей правовой защиты от несанкционированного копирования корпоративного стиля образовательной организации.

Другие примеры новых активов, которые могут принадлежать как образовательным организациям, так и педагогическим работникам – аккаунт в социальных сетях, база подписчиков, блог, индивидуальный стиль педагогического работника при проведении уроков, лекций, семинаров и другие.

Эти объекты напрямую не указаны в статье 1225 ГК РФ в качестве отдельных видов охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Тем не менее система управления интеллектуальной собственностью на уровне образовательной организации требует дальнейшего совершенствования. Важным аспектом такого рода совершенствования является правовое регулирование процесса использования новых интеллектуальных активов, принадлежащих как образовательным организациям, так и педагогическим работникам.



Новости





























































Поделиться