Сдача ЕГЭ с точки зрения поведенческой психологии – очень важный этап в психологическом становлении подростка. Он безусловно навсегда отразится в памяти, и опыт его прохождения будет влиять на последующее поведение человека при решении серьезных жизненных проблем. Поэтому можно сделать вывод, что данный урок психологии важно сделать максимально полезным для последующего поведения молодого человека. Можно условно расставить приоритеты положительного психологического опыта после сдачи ЕГЭ.
Какими бы ни были результаты ЕГЭ, они не должны восприниматься катастрофически и наносить глубокую психологическую травму подростку.
Поведение родителей при подготовке к ЕГЭ должно служить для молодых людей образцом уверенного преодоления стрессовых ситуаций.
Каким бы ни был результат, подросток должен чувствовать уважительное отношение к нему со стороны своей семьи.
Родители должны осознавать, что каждый человек имеет право на ошибку, и поддерживать детей в любой ситуации.
Родители должны помнить, что перфекционизм (желание делать все на отлично) не является оптимальной формой поведения и часто служит причиной психологических проблем.
Родители и подростки должны осознавать, что эйфория, связанная с отличными результатами ЕГЭ, тоже может отрицательно отразиться на молодом человеке.
Давайте теперь подробно рассмотрим каждую из вышеперечисленных поведенческих ситуаций с точки зрения плохого прогноза.
Неудачник
Это форма неадекватного поведения, которая может появиться при глубоких психологических травмах. Она выражается в психологической защите путем избегания попытки преодоления стрессовых ситуаций, в форме нежелания достигать поставленных целей или боязни брать на себя ответственность. Из этого следует, что какая бы ни была получена оценка по ЕГЭ, вы должны считать ее положительной.
Ни в коей мере не унижать достоинства подростка, даже если ЕГЭ придется пересдавать.
Катастрофа
Молодые люди копируют поведение своих родителей. При подготовке к ЕГЭ родители должны вести себя спокойно и рационально. Ни в коей мере не нагнетать обстановку. Это позволит и молодым людям относиться к экзамену спокойно. Быть спокойным на экзамене важно. Только в этом состоянии максимально эффективно работают память и мышление человека.
«Меня не любят»
Это еще одна проблемная форма поведения, с которой связано много нерациональных переживаний. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос психически здоровым человеком, он не должен сомневаться в вашей любви по отношению к нему. Поэтому, давая оценку своему ребенку, делайте это любя.
Безынициативность
Боязнь ошибки может сильно повлиять на карьерный рост молодого человека,
негативно отразиться на волевых качествах личности и дальнейшем проявлении инициативы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот та фраза, на которой строится поддержка детей родителями.
Перфекционизм
Неудержимое стремление к идеалу часто заканчивается психологическими заболеваниями. Само по себе желание делать все на «пять» – это очень хорошее качество. Но абсолютно нормальна ситуация, что не всегда удается справляться со всеми задачами идеально. Неудача – это не причина для депрессии. Это новый вызов. Это новая мотивация. Жизнь продолжается.
Медные трубы
В мифологии медные трубы считаются самым сложным испытанием для человека. Это испытание приносит человеку самые большие проблемы в жизни.
Эйфория, которую испытывают родители и дети после отличных оценок на ЕГЭ, может послужить причиной неадекватного поведения с печальными последствиями. Важно контролировать это состояние и адекватно относиться к нему.