Уровень школьного географического образования подвергся жесткой критике со стороны Сергея Шойгу, президента Русского географического общества и министра обороны РФ. Он вынес приговор не только учебникам географии, но и преподаванию этого предмета в целом. По его словам, в учебниках по географии и атласах содержится огромное количество ошибок и несоответствий, они «неинтересны и несовременны». Эксперт привел в пример главу из учебника 7 класса, где указано, что население Северной Европы – 27 миллионов человек.
«Это 4 процента от всего населения Земли. Эти данные перекочевали к нам из учебника географии времен Екатерины II?», – спросил он.
Низкий уровень преподавания географии привел к тому, что заинтересованность учащихся в выборе географии для сдачи ЕГЭ падает. По данным РГО, в 2017 году ЕГЭ по географии сдавали 20 тысяч человек, а обществознанию – 400 тысяч.
Как отметил Шойгу, это противоречит стратегии научно-технологического развития России, которая предполагает ответы на географические вызовы – демографию, выравнивание территориального развития, освоение Арктики и Дальнего Востока.
Таким образом, Русское географическое общество и Министерство просвещения приняли решение полностью пересмотреть школьное географическое образование вплоть до изменения самых основ и создать сильную «Русскую географическую школу».
Эксперты собираются разработать и издать новые учебники, увеличить количество часов на географию в школе, создать при вузах центры изучения географии для школьников, встроить в географию курс по регионоведению, возродить походы и экспедиции. Кроме того, в число обязательных экзаменов в вузы по ряду специальностей будет включен ЕГЭ по географии. В частности, это касается специальностей «Международные отношения» и «Туризм».
Как сообщили в РГО, новые учебники по географии для школьников должны появиться уже в 2020 году.
Изменения в концепции преподавания ожидают не только географию, но и ряд других дисциплин. Ранее в Министерстве просвещения сообщили, что в российских школах будут по-новому учить на уроках обществознания, физкультуры, ОБЖ, искусства и технологии.