Прежде всего, по его мнению, важно не перегружать организм физически.
Школьники, родители и учителя должны помнить о том, что отдых и восстановление сил — «такая же важная задача, как выучить ещё несколько параграфов учебника», уверен психолог.
«Типичные симптомы, которые должны заставить школьника закрыть учебник: становится очень сложно запомнить вроде бы привычный объём информации, внимание всё время отвлекается на посторонние предметы, не получается вспомнить то, что ещё вчера прекрасно знал, задачи решаются исключительно шаблонным способом или ставят в тупик, появляются ошибки, и очень хочется поесть, поболтать, погулять», — пояснил специалист.
По словам Зинченко, рекомендуется делать перерывы в занятиях не реже одного раза в два часа. Чтобы отвлечься и «перезагрузить» память, внимание и мышление, лучше заполнить перерыв активными упражнениями, ходьбой, небольшими физическими нагрузками, считает психолог.
Самый важный элемент в успешной борьбе со стрессом, по мнению Зинченко, — наличие поддержки в семье.
По его словам, многие родители уверены, что в период подготовки к ЕГЭ нужно ужесточать родительский контроль и ограничивать ребёнка. Однако резкая смена взаимоотношений может привести к дополнительному стрессу, считает психолог.
«Накануне экзамена, когда у ребёнка обостряется переживание неуспешности, необходимо особенно обратить внимание на наличие безусловной любви и принятия в семье. Желательно в целом избегать оценочных суждений. При этом можно подбодрить рассказом о собственных неудачах, которые, например, в дальнейшем привели к приобретению бесценного опыта или получению желаемого», — уверен Юрий Зинченко.
Он также отметил, что поддержка подростка перед сдачей ЕГЭ должна исходить от учителей и друзей.
«В период больших эмоциональных и физических нагрузок для подростка крайне важно ощущать стабильность и определённость жизненной ситуации, чтобы чувствовать почву под ногами и защищённость. Экзамен, как стрессовый период, при наличии поддержки со стороны близких людей позволяет нам открыть свои внутренние ресурсы и выработать подходящие стратегии совладания с трудными ситуациями», — заключил психолог.