В настоящее время действует множество профессиональных ассоциаций, объединяющих людей различных профессий. Так, например, в США одной из наиболее значимых является «Профессиональная ассоциация гольфистов».
Исторически профессиональные ассоциации появились в ответ на объективно существующие потребности в саморегулировании условий ведения какой-либо деятельности с точки зрения взаимодействия ее участников с рынком.
В частности, разновидностями первых профессиональных сообществ являются цеховые объединения ремесленников в средневековой Европе и первые профессиональные союзы в эпоху становления капиталистических отношений. Такого рода объединения позволяли защищать коллективные интересы участников перед органами власти, работодателями, государственными чиновниками, другими профессиональными объединениями.
Профессиональные объединения действуют также и в сфере образования, например, объединения учителей-предметников.
Потребность в объединении обуславливается необходимостью в укреплении профессионального статуса, организации коллективной защиты участников, повышении профессионального уровня, организации обмена информацией и т.д.
Изменения в системе образования в 90-е годы прошлого века были ознаменованы принятием знаменитого Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании». С этого периода принятие и исполнение соответствующих нормативных правовых актов выступило основным способом организации деятельности образовательных организаций.
С тех пор сразу же резко увеличилась потребность в подготовленных юристах и экономистах в сфере образования.
90-е годы прошлого века – это время расцвета банков, бирж, частного предпринимательства, адвокатуры и нотариата.
Эти сферы поглощали наиболее квалифицированные кадры юристов и экономистов.
Сфера образования в целом, за исключением отдельных негосударственных вузов, не могла предложить конкурентоспособных условий труда.
В советское время лучшие выпускники специализированных юридических вузов, увлеченные следовательской романтикой, подкрепленной фильмом «Следствие ведут знатоки», ориентировались во многом на уголовно-правовую сферу.
Работа юрисконсульта на заводе рассматривалась как значительно менее престижная.
В соответствии с этим в советских вузах развивались такие направления, как «уголовное право», «уголовный процесс». Также в силу господствовавшей идеологической доминанты большое значение придавалось таким предметам, как «теория государства и права», «конституционное право», «история государства и права» и др.
Важные для сегодняшнего статуса образовательных организаций учебные дисциплины, как, например, «финансовое право», пребывали в глубоком загоне вследствие специфичности самой советской социально-экономической системы.
Как правило, преподаватели по этим предметам на юридическом факультете группировались на кафедре, которая в шутку именовалась не иначе как «кафедра колхозного, совхозно-навозного и прочего права».
Появившиеся в значительном количестве на рынке труда к концу 90-х годов, кое-как подготовленные малоквалифицированные обладатели дипломов юристов и экономистов не могли решить проблемы, связанные с юридическим и бухгалтерско-экономическим обеспечением развивающейся сферы образования.
С другой стороны, советские бухгалтеры, в основной массе без соответствующего повышения квалификации, крайне сложно осваивали новые технологии, в частности ИКТ.
В этот период директора школ, техникумов сами вынуждены были овладевать экономическими и юридическими знаниями, становиться специалистами в имущественных, финансовых, правовых вопросах, получать соответствующую переподготовку в статусных государственных и негосударственных вузах.
С начала 2000-х годов в связи с изменением системы бюджетного регулирования необходимость в эффективном юридическом и экономическом обеспечении процессов реформирования образования значительно возросла, достигнув пика в период реализации национального проекта «Наша новая школа». В это время резко усилились имеющиеся и появились новые центры подготовки и повышения квалификации кадров в сфере экономического и юридического обеспечения образования.
Во многих юридических и педагогических образовательных организациях появились отдельные направления подготовки, связанные с образовательным правом.
Заслуживают поддержки усилия Федерального центра образовательного законодательства, других организаций по формированию общественной позиции относительно образовательного права.
Существенно возросла совокупная грамотность юридических и экономических кадров в сфере образования, равно как и управленцев в образовательных организациях и органах управления образованием. Также увеличилось количество и значимость соответствующих специалистов, особенно на фоне появления автономных, бюджетных и казенных учреждений, реформирования системы лицензирования, контроля и надзора в сфере образования, а также финансового контроля.
Такого рода ситуация предъявляет новые требования к квалификации и предполагает необходимость усиления общего совокупного потенциала юристов и экономистов, работающих в сфере образования.
В связи с этим возникает необходимость разговора о целесообразности постепенного формирования объединения юристов и экономистов, работающих в сфере образования.
Профессиональное сообщество могло бы решать самые разнообразные задачи. Часть задач возможно предварительно сформулировать в следующем виде:
– формирование информационных баз, содержащих информацию о способах разрешения конфликтных ситуаций в сфере образования, включая информацию о судебных решениях;
– формирование согласованной позиции участников по проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
– проведение педагогической экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения учениками;
– участие в организации и проведении разнообразных процедур по оценке качества образования, в том числе юридического и экономического;
– экспертная поддержка решений, принимаемых органами управления образованием и образовательными организациями;
– формирование стандартов услуг в сфере юридического и экономического обеспечения деятельности образовательных организаций;
– содействие в защите образовательных организаций и работников образования от неправомерных действий контрольных органов, родителей учеников, других участников образовательной деятельности;
– участие в общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Список, разумеется, может быть изменен и (или) дополнен.
В настоящее время складываются новые вызовы, включающие тотальную информатизацию, роботизацию бухгалтерских и юридических услуг, совершенствование юридических информационных систем, постоянное возрастание значения интеллектуальной собственности в сфере образования, сокращение бюджетного финансирования при систематическом усилении процесса формализации процедур оценки качества образования, государственного контроля (надзора) и других.
Следует отметить и резко возросший уровень юридических и экономических знаний директоров школ, вынужденно сформировавшийся в условиях отсутствия необходимой юридической поддержки.
Это обстоятельство требует систематизации и распространения накопленных знаний и опыта, что вполне возможно в рамках рассматриваемой ассоциации.