Ведомство вместе с Российской академией наук уже приступило к процессу создания методики их оценки. Будет ли это в форме дополнительных задач ЕГЭ или добровольного экзамена, еще предстоит решить. Нововведения прокомментировал директор московской школы № 2101 Дмитрий Модель.
– Для начала хорошо было бы определиться, что такое soft skills. Это личностные качества, социальные навыки или надпрофессиональные? Когда мы были студентами педагогического вуза, то курсовые работы помогали нам формировать всесторонне и гармонично развитую личность. В пору педагогической практики, согласно ФГОС, ориентировались на становление личностных характеристик ученика. Сегодня то ли на смену, то ли в дополнение пришел термин soft skills.
Я вдруг подумал – за 19 лет педагогической практики об одном ли и том же мы говорим все это время?
А у меня есть эти самые «скиллы» или они все достанутся только моим дочерям?
Думаю, что, если однозначно разобраться в вопросах трактовок и определиться с трактовкой, может быть и не будет никакой тревоги и паники от якобы нововведений.
В школе всегда были и есть нестандартные задачи по учебным предметам, проектная деятельность, творческие объединения, дискуссионные клубы и многое другое, что развивает системное мышление, умение аргументировать, проявлять лидерские и управленческие качества. Как же оценить эти навыки и стоит ли вообще их оценивать? В самой идее академического образования и его содержании всегда предусматривалось развитие тех или иных навыков, которые пригодятся в жизни. Оценку за это не ставили. Каждый сам понимал необходимость этих умений.
Сегодня накопленный опыт за школьные годы по стандартам резюмируется в индивидуальных проектах.
Активно развивается тема «Портфолио учащегося», идея которого мне как директору школы и как родителю очень близка.
Этот формат является собирательным образом ученика, в отличие от экзамена, который, к сожалению, для многих служит основным маяком собственных достижений.
Сможет ли нынешний формат ЕГЭ реально оценить soft skills, умение работать в команде и креативность школьников, я не берусь, есть по этому поводу ряд сомнений. Какие будут предложения и результаты заседаний рабочей группы, покажет время.
Я надеюсь, что в поисках новых форм мы не потеряем главной ценности, выраженной, на мой взгляд, словами Каренина-старшего в известном романе Льва Николаевича Толстого: «Если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то труд тебе покажется тяжел; но когда ты трудишься, любя труд, ты в нем найдешь для себя награду».