Качество образования // Тема дня

Александр Малахов: «Современные школьники – очень способные ребята, но они не готовы к повседневному планомерному труду»

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (нацпроект «Образование») к 2024 году планируется создать региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в каждом субъекте РФ.
  • 20 марта 2019

Александр Малахов: «Современные школьники – очень способные ребята, но они не готовы к повседневному планомерному труду»

«Каждый из центров обеспечивает охват не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в соответствующих субъектах Российской Федерации, в том числе программами дополнительного образования детей, проводимыми на регулярной (еженедельной) основе, профильными региональными сменами, программами с применением дистанционных технологий», – сказано в паспорте проекта.

Деятельность центров должна опираться на опыт Образовательного фонда «Талант и успех».

25 февраля была создана Ассоциация школ - партнёров образовательного центра «Сириус», призванная стать одним из инструментов реализации национального проекта «Образование». В состав Ассоциации вошли около 20 лучших физико-математических школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Вологды, Кирова и других регионов.

В их числе – знаменитый московский лицей «Вторая школа». О планах деятельности Ассоциации, о проблемах математического образования и обучения одаренных детей рассказывает заместитель директора лицея «Вторая школа», учитель математики Александр Малахов.

– Александр Игоревич, в чем заключаются задачи Ассоциации?

– «Сириус», как хорошо известно, создан для поддержки талантливых школьников по всей стране. Но поскольку это центр дополнительного образования, его работа в каком-то смысле ограничена. То есть туда ребёнок приезжает, проводит там смену - три недели, насыщенные разнообразными мероприятиями, но потом он возвращается к себе и продолжает учиться в своей школе. И хотя в «Сириусе» действуют дистанционные программы, позволяющие продолжить взаимодействие с детьми, это не решает всех проблем. Поэтому перед Ассоциацией школ-партнеров поставлена задача создания системы основного общего образования, основным содержанием которой станет принцип выявления и максимального раскрытия талантов каждого обучающегося, чтобы те школы, которые уже имеют большой опыт в этой сфере, могли поделиться своими разработками, техниками, методиками с другими школами, которые хотят тоже повысить свой уровень.

– Вы согласны с тем, что одарённых детей нужно обучать в отдельных специализированных школах и центрах?

– Сложный вопрос, но, скорее, да, чем нет. Всё-таки для такого ребёнка очень важна среда, особенно если мы говорим о физико-математическом образовании. Почему, если оглянуться в наше не очень далёкое прошлое, мы сразу вспоминаем мехмат МГУ или МФТИ, где была создана совершенно фантастическая научная школа. Так, на мехмате середины 60-х годов работали люди,которые входили в ТОП-10 ведущих ученых мира в своей научной области.

Попадая в эту среду, вчерашний школьник словно окунался в этот питательный раствор и выходил из него высококвалифицированным специалистом. Пока такая среда существует только в немногих школах, но в будущем возможно этот опыт передать другим учебным заведениям.

– Означает ли это, что лицей «Вторая школа» станет стажировочной площадкой для других образовательных организаций страны?

– В какой-то степени это уже происходит, пока, правда, главным образом в пределах Москвы, в том числе в рамках городского проекта «Математическая вертикаль».

Мы помогаем организовывать математические классы в наших подшефных школах, проводим курсы для учителей, чтобы они могли преподавать математику по профильной программе.

Кроме того, у нас есть и региональные проекты. Например, мы взаимодействуем с лицеем г. Иннополиса в Республике Татарстан, там же у нас проходят выездные летние школы. Разумеется, наши ресурсы ограниченны, и мы не можем выезжать в разные регионы на регулярной основе.

Если же учителя из регионов приезжают к нам, то встаёт вопрос о том, где и как их размещать. Поэтому, скорее всего, на первых порах речь пойдет о дистанционных форматах, которые мы будем развивать совместно с нашими школами - партнерами по Ассоциации для обучения коллег из регионов.

– Как Вы оцениваете уровень учителей, которые приезжают к вам стажироваться, повышать квалификацию?

– Он очень разный. Проблема даже не в уровне квалификации, а в том, что мы видим очень мало мотивированных людей.

У нас была весьма показательная история. Где-то мы курсы проводили, работали с несколькими учителями, и наш преподаватель два часа посвятил разговору о математической культуре на примере неевклидовой геометрии.

Он рассказал о том, как эта область математики развивалась, и какое место она занимает в современном математическом образовании. После этой лекции к нему подходили учителя и говорили: «Всё это очень интересно, но мы пришли научиться решать олимпиадные задачи, можно, пожалуйста, мы не будем так много говорить о культуре, а всё-таки перейдём непосредственно к решению задач».

То есть вот такая прагматичная позиция. Перед школой поставлена цель увеличить количество детей, которые проходят на олимпиады и конкурсы, благодаря этому можно получить в копилку школы какие-то баллы. И нам бы хорошо это сделать быстро и сразу. А вникать, честно говоря, не очень охота.

Дело в том, что математическая культура, которой была посвящена лекция нашего преподавателя, объективно довольно сложна. И, в общем, нужно потратить много времени и сил на ее освоение.Хотя к этому стоит стремиться. И тем учителям, которые мотивированы, это удается.

– Во Второй школе всегда был блистательный состав учеников – конечно, во многом благодаря конкурсному отбору. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию?

– В каком-то смысле стало труднее отбирать учащихся (к нам приходят ребята, которые поступают в 6-7 класс), но тут, скорее, дело не в падении общего уровня школьного образования, а в родителях, я думаю. Они порой ищут хорошую школу и стараются пристроить туда своего ребенка, невзирая на его интересы и увлечения.

Нанимают репетиторов, подтягивают его до определенного уровня, чтобы он сдал вступительные экзамены в школу.

Но вот проходит полгода, и ученик просто «не тянет», хотя он безусловно талантлив, он умён, у него быстрая реакция, он может выдать на уроке совершенно фантастический комментарий применительно к какой-то задаче. Я разговариваю с его родителями и выясняю, что он проучился 6 лет в другой школе, не выполняя домашних заданий. Его уровня хватало, чтобы получать отличные оценки, не делая при этом такой рутинной работы, а для освоения программы нашей школы требуются планомерные, методичные занятия. А он не может перестроиться за такой короткий период. Мы со своей стороны готовы дать ему какое-то время для адаптации, но оно не может длиться год или два, потому что у нас программа идёт, и эти рамки довольно узкие. Поэтому очень много ребят скорее вот таких. Они очень способные, но при этом они не готовы к повседневному планомерному труду.

– Недавно глава Сбербанка Герман Греф удивил всех высказыванием о том, что физико-математические школы не нужны, и в ближайшем будущем математики и программисты будут так же не востребованы, как юристы и экономисты…

– Да, мы с коллегами это высказывание обсуждали. Понимать слова Грефа буквально, наверное, не стоит. Скорее всего, речь идёт о том, что нам не нужны такие школы в стандартном, старом понимании этого смысла, когда физико-математическое образование сводится к усвоению детьми большого количества фактов в области точных наук, а следует ориентироваться на более всестороннее и гармоничное развитие. И с этой точки зрения математика с физикой нисколько этому не противоречат, даже наоборот, они этому способствуют, просто нужно несколько сместить акценты.

– Мы гордимся достижениями наших школьников на международных олимпиадах по физике и математике, и это совершенно справедливо, но одно дело – верхушка айсберга, а другое – массовый уровень. Как вы думаете, реально ли решить задачу, поставленную Президентом: войти в топ-10 ведущих стран мира в области общего образования?

– Все зависит от того, какие критерии будут выбраны для измерения. Пока мы идем очень разными путями и сравнивать нашу систему с западной – это все равно, что сопоставлять литры с килограммами. Не будучи экспертом в области зарубежных моделей образования, я бы сказал, что принципиальная разница между нашим образованием и западным состоит в области целеполагания. Если у нас, например, очень сильная и мощная предметная школа, то там больше внимания уделяется надпредметным компетенциям.

И аналогичная проблема – в вузовском образовании.О формировании так называемых «мягких навыков» чаще задумываются на более высоком управленческом уровне, об этом говорят на конференциях и «круглых столах», но пока что эти идеи ещё не просочились на исполнительский уровень – туда, где люди реально учат.

Умные слова мы все знаем, теорией и терминологией владеем, но как это претворить в жизнь реально на уроках с детьми, как мне кажется, в школах не очень понимают – просто потому, что педагогам необходимо время, чтобы перестроиться.

Все зависит от того, каким мы хотим видеть сегодняшнего или завтрашнего выпускника школы. Хотим ли мы, чтобы он был человеком образованным только с точки зрения знания фактов об истории, о географии страны, о математике, физике, о литературе, или мы хотим, чтобы он обладал какими-то компетенциями, которые к hard skills не имеют отношения. Кстати, в этом смысле, ФГОСы ориентируют на развитие межпредметных связей и soft skills – неучебных, коммуникативных навыков.

Это просто неизбежный процесс.Мы это видим по нашим ученикам, которые, увлекаясь математикой и физикой, далеко не всегда выбирают технические специальности по окончании школы. Многие из них, как показывает опыт, отдают предпочтение сферам менеджмента, бизнеса и госуправления, причем это только первый шаг, а ещё нужен второй, третий, четвёртый, пятый. То есть никто не отменял необходимости учиться коммуникации, учиться работать в команде - тому, о чем так много и часто говорят. Представители разных корпораций, компаний, с которыми нам часто приходится общаться, отмечают, что выпускники топовых вузов - МФТИ, МГУ, НИУ ВШЭ - очень талантливые ребята, у них прекрасно развит аналитический ум, но при этом они порой совершенно не способны к банальной работе в коллективе. При этом они отличные исполнители, способные решить какую-то колоссально сложную задачу, но нормально взаимодействовать с коллегами они просто не умеют. Поэтому мы ставим перед собой задачу развить эти навыки в школе.

– Что для этого нужно сделать?

– Оставляя за скобками заведомо сложнейшую глобальную задачу подготовки педагогических кадров, скажу о более простых вещах.Например, сейчас в нашем лицее идет активная работа по совершенствованию учебного процесса: усилению межпредметных связей и внедрению надпредметных компетенций. Один простой пример из этой серии – работа с текстом. Ребята привыкли к тому, что на литературе они анализируют художественное произведение, но при этом оказывается, что для них математические статьи являются чем-то абсолютно неизвестным, хотя при их анализе могут действовать те же правила. Наши учителя просто иногда удивляются. Приходят ребята после сочинения на урок географии, например, и не могут написать ни одного абзаца о социально-экономическом устройстве какого-то то региона. У них как будто улетучиваются эти навыки, поэтому нужно уделять внимание их параллельному и одновременному развитию в рамках и физики, и математики, и литературы, и истории, постепенно распространяя эту практику на все больший набор компетенций.

Беседовала Ольга Дашковская



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube