В стране – полтора миллиона учителей. 5% – это и есть 75
тысяч.
Выгоревшие педагоги испытывают психологическое и физическое опустошение, они разочаровались в своей профессии. У них опускаются руки.
И в таком состоянии им сложно работать. Им нечем заинтересовать учеников, они не могут на них влиять – разве что окриками и жестким прессингом.
В идеале, проблемой выгоревшего учителя должна озаботиться администрация школы. Однако одна из авторов исследования ВШЭ, Марина Пинская обращает внимание: педагоги с признаками профессионального выгорания нередко группируются в определенных школах. Очевидно, в тех, где работать особенно трудно. Например, в социально неблагополучных районах. Ведь учитель должен постоянно мотивировать учеников учиться, делать домашнее задание, хорошо вести себя на уроках. А если в классах собрались трудные ребята, родители которых заняты выживанием, а не воспитанием потомства?
Причем сложный контингент – это не обязательно дети из неблагополучных семей.
Это те ученики, у родителей которых нет запроса на образование. Детей никто не мотивирует учиться. А такие ребята могут быть из вполне благополучных внешне семей. Например, ребенок понимает – зачем ему учиться, если папа все купит? И тогда педагогу особенно трудно: ты должен чему-то обучать ученика, а от него все отскакивает, как горох от стенки.
При этом учителя зачастую не видят помощи и поддержки от администрации, потому что та сама не знает как вывести школу из кризиса.
И нередко просто усиливает прессинг на учителя, требуя и оценок и участия в школьных мероприятиях.