Каждый четвертый школьник в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), не в состоянии выполнить даже самые элементарные задания по чтению. Что означает, что они, скорее всего, будут бороться, чтобы найти свой жизненный путь во все более изменчивом цифровом мире. Это один из выводов последнего глобального образовательного теста PISA ОЭСР, который оценивает качество, справедливость и эффективность школьных систем. В рамках программы ОЭСР PISA 2018 было протестировано около 600 000 15-летних учащихся в 79 странах и странах с развитой экономикой на предмет чтения, естественных наук и математики. Основное внимание было сосредоточено на чтении, причем большинство учащихся делали тест на компьютерах.
В большинстве стран, особенно в развитых странах, за последнее десятилетие показатели их деятельности практически не улучшились, хотя расходы на школьное образование за тот же период возросли на 15%. В чтении, например, Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян (Китай) вместе с Сингапуром набрали значительно больше баллов, чем другие страны. Первыми странами ОЭСР стали Эстония, Канада, Финляндия и Ирландия. «Без надлежащего образования молодые люди будут томиться на задворках общества, не в состоянии справиться с проблемами будущего мира труда, а неравенство будет продолжать расти, – сказал генеральный секретарь ОЭСР Хосе́ А Гурри́а, открывая доклад в Париже в начале двухдневной конференции «Будущее в образовании».
«Каждый доллар, потраченный на образование, приносит огромную отдачу с точки зрения социального и экономического прогресса и является основой инклюзивного, процветающего будущего для всех».
Доля учащихся, обладающих лишь самыми элементарными навыками чтения, высвечивает проблемы, с которыми сталкиваются страны, в том числе развитые, в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, особенно в том, что касается «обеспечения инклюзивного, честного и качественного образования и расширения возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех». Количество школьников с низким результатом, как девочек, так и мальчиков, также увеличилась в среднем между 2018 и 2019 годами последний раз чтение было главным направлением PISA.
Около двух из трех школьников в странах ОЭСР сообщили о том, что они довольны своей жизнью, хотя доля удовлетворенных учащихся упала на 5 процентных пунктов между 2015 и 2018 годами. И почти в каждой стране девочки больше боялись провала, чем мальчики, и разрыв был самым большим среди лучших.
Каждый четвертый школьник также сообщил, что над ним издеваются по крайней мере несколько раз в месяц в странах ОЭСР.
Около 1 из 10 учеников в странах ОЭСР и 1 из 4 в Сингапуре показали самый высокий уровень в чтении. Однако разрыв между детьми из семей разных социально-экономических слоев огромен. Тем не менее некоторые страны продемонстрировали впечатляющие улучшения за последние несколько лет. Португалия вышла на уровень большинства стран ОЭСР, несмотря на то что сильно пострадала от финансового кризиса. Швеция улучшилась по всем трем предметам с 2012 года, обратив вспять более раннее снижение. Турция также добилась прогресса, в то же время удвоив долю 15-летних учащихся в школах. Последние результаты PISA также показывают, в какой степени цифровые технологии преобразуют мир за пределами школы. Сегодня больше школьников считают чтение пустой тратой времени (+5 процентных пунктов) и меньше мальчиков и девочек читают для удовольствия (- 5 процентных пунктов), чем их сверстники в 2009 году. Они также проводят около 3 часов вне школы онлайн в будние дни, увеличение на час с 2012 года, и 3,5 часа в выходные дни.
Другие важные выводы:
Успеваемость по естественным наукам и математике
Примерно каждый четвертый ученик в странах ОЭСР в среднем не достигает базового уровня в естественных науках (22%) или математике (24%). Около одного из шести учащихся (16,5%) в Пекине, Шанхае, Цзянсу и Чжэцзяне (Китай) и один из семи в Сингапуре (13,8%) выполняют задания на самом высоком уровне в математике. В странах ОЭСР этот показатель составляет всего 2,4%.
Равенство в образовании
В 11 странах и странах с переходной экономикой, включая Австралию, Канаду, Данию, Эстонию, Финляндию, Японию, Корею, Норвегию и Соединенное Королевство, учащиеся показали лучше результаты, чем в среднем по ОЭСР, в то время как связь между показателями чтения и социально-экономическим статусом была самой слабой. Это означает, что эти страны имеют наиболее справедливые системы, в которых школьники могут добиваться успеха, независимо от происхождения.
Директора школ, находящихся в неблагоприятном положении в 45 странах и странах с развитой экономикой, с гораздо большей вероятностью сообщали о том, что нехватка педагогического персонала влияет на их стандарты преподавания.
В 42 странах отсутствие учебных материалов и слабая инфраструктура также были ключевым фактором, ограничивающим успех в классе.
В среднем по странам ОЭСР 13% школьников в 2018 году имели иммигрантское происхождение, по сравнению с 10% в 2009 году. Школьники-иммигранты показали в среднем менее хорошие результаты в чтении, примерно на один год обучения. Тем не менее в таких странах, как Австралия, Иордания, Саудовская Аравия и Сингапур, ученики из семей иммигрантов набрали более высокие баллы или по крайней мере такие же, как их сверстники из семей коренного населения.
Гендерный разрыв
Девочки значительно превосходили мальчиков в чтении в среднем по странам ОЭСР, что эквивалентно почти году обучения в школе. Во всем мире наиболее узкие разрывы наблюдались в Аргентине, Пекине, Шанхае, Цзянсу и Чжэцзяне (Китай), Чили, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Панаме и Перу.
Мальчики в целом немного лучше, чем девочки, справлялись с математикой, но не очень хорошо с естественными науками.
У девочек и мальчиков очень разные карьерные ожидания. Более одного из четырех мальчиков с хорошими учебными результатами сообщили, что они планируют стать инженером или ученым. Почти каждая третья девочка с высокими результатами, но при этом только один из восьми мальчиков, сказали, что они собираются работать в медицинской сфере.