В Кунцевском суде Москвы лингвистический эксперт по делу обвиняемого в экстремизме студента Высшей школы экономики Егора Жукова заявил, что писал своё заключение, не пользуясь словарями и основываясь исключительно на статьях Уголовного кодекса.
«Я открываю Уголовный кодекс и ищу, на какую статью похоже то, что говорится в роликах», – рассказал сотрудник ФСБ Александр Коршиков, на экспертизе которого строится обвинение.
При этом Коршиков, отвечая на вопросы защиты Жукова, подтвердил, что у него нет ни лингвистического, ни юридического образования – только физико-математическое. Лишь в 2016-м году он прошел специальную подготовку, но заявил при этом, что в год подписывает «больше 300 экспертиз».
Именно Коршиков нашёл в роликах Жукова призывы к экстремизму. Практически всё сегодняшнее заседание и допрос Коршикова были посвящены тому, подразумевал ли Егор Жуков, используя слово «протест», призывы к насильственным действиям.
Эксперт настаивает, что студент призывал к таким действия, потому что нигде «не сужает формулировку».
Адвокат Илья Новиков напомнил, что согласно постановлению пленума Верховного суда экспертам запрещено давать юридическую оценку деяниям обвиняемых.
Судья Кунцевского суда Светлана Ухналева отклонила ходатайство защиты Жукова привлечь в качестве специалистов для проведения повторной лингвистической экспертизы лингвиста, преподавателя Высшей школы лингвистики ВШЭ Анну Левинзон и доктора филологических наук Нину Добрушину. Судья посчитала, их квалификации и наличие ученых степеней недостаточными для участия в процессе.
В то же время слова лингвистов (и Левинзон, и Добрушина присутствовали на сегодняшнем заседании Кунцевского суда) о том, что Коршиков не принадлежит к научному сообществу и не пользуется научной методологией, судья Ухналева проигнорировала.
Также на заседании во вторник прокуратура представила вещественные доказательства по делу Жукова: это протоколы осмотра курсовых работ студента и протокол обыска, во время которого у обвиняемого изъяли одежду, технику и даже «фигурку трёх лягушек из керамики, где две лягушки обнимают третью». На вопрос адвоката Новикова о том, какое отношение всё это имеет к предъявленному Жукову обвинению, прокурор не ответил.
Судья Ухалева в ходе заседания неоднократно напоминала стороне защиты о необходимости «экономии процессуального времени». Когда же и сам Жуков, и все трое его адвокатов примерно через 7 часов после начала заседания попросили его прервать и перенести на другой день, судья заявила, что заседание может продолжаться вплоть до 22 часов. Довод адвоката Новикова, что такой темп может помешать надлежащей защите, судья проигнорировала. Прокуроры в свою очередь заверили, что они тоже готовы «работать до последнего».
В 17.30 был объявлен часовой перерыв – первый за день, а примерно через полчаса поступило сообщение о минировании здания суда, и всех эвакуировали. Около 8 часов после проверки здания спецслужбами заседание было возобновлено, правда уже без участия адвоката Новикова. Его отсутствие судья Ухналева не посчитала за нарушением права Жукова на защиту. После вынужденного перерыва суд приступил к изучению и просмотру видеороликов из блога Егора Жукова.
21-летнего студента ВШЭ Егора Жукова арестовали 2 августа по обвинению в участии в «массовых беспорядках» на акции оппозиции в Москве, которая прошла 27 июля. Позже дело о беспорядках закрыли в отношении всех обвиняемых по этой статье, а Жукову предъявили другое обвинение – о призывах к экстремизму из-за четырех роликов в его видеоблоге на ютьюбе. В качестве меры пресечения студенту назначили домашний арест.
Росфинмониторинг включил Жукова в список экстремистов и террористов
По версии следствия, «испытывая чувство политической ненависти и вражды к существующему в Российской Федерации конституционному строю, системе государственной власти и ее представителям, действуя по мотиву личной неприязни к ним и осознавая общественную опасность» Жуков, записывая видеоролики, «решил привлечь неограниченной круг лиц к своей экстремистской деятельности».
Обвинение Жукова строится на экспертизе сотрудника института криминалистики Центра специальной техники ФСБ Александра Коршикова.
Призывы к экстремизму он, в частности, увидел во фразе, «нужно хвататься за любые формы протеста» и во фразе «делайте всё, на что способны, и не ждите чьей-то указки». Эксперт утверждает, что в них есть призывы к насилию.
27 октября Следственный комитет завершил расследование дела Жукова. На следующий день следователь потребовал суд ограничить защиту в сроке ознакомления с материалами. Басманный суд согласился и дал на ознакомление один день.
Егор Жуков вину не признает, считая, что его преследуют исключительно по политическим мотивам.