Наука // Новость

Стратегирование «понятного завтра»: как создавать будущее

  • 18 декабря 2019

Стратегирование «понятного завтра»: как создавать будущее
Фото: ranepa.ru

В Президентской академии прошла первая большая открытая конференция Школы антропологии будущего (ШАБ) Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС – «Стратегирование “понятного завтра”: проекции осмысленного будущего». Для участия в ней зарегистрировались более 190 человек со всей России от Якутска до Пскова.

На конференции были рассмотрены различные механизмы предвосхищения в эволюции живых систем: от механизмов предсказывающего кодирования на уровне психологии восприятия до механизмов предсказывающего кодирования в форме социальных утопий и антиутопий.

С докладами на пленарном заседании выступили директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, председатель Комиссии по образованию и науке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, академик РАО Александр Асмолов; эксперт ШАБ РАНХиГС, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский; заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ, профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Леонтьев; политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Модераторами стали заместители директора ШАБ РАНХиГС Евгений Ивахненко и Павел Рабинович.

«Мы собрались ради того, чтобы заняться порождением различных гештальтов будущего. Гештальт – это целое, в котором его отдельные элементы приобретают новое свойство. Вслед за Жаном Пиаже мы расцениваем трансдисциплинарное знание именно как гештальт, а не только междисциплинарное знание. Оно дает разные варианты эволюции мира, – сказал Александр Асмолов. – Я приглашаю вас к самому трудному искусству – совместному думанию и со-мнению о будущем. Весь стиль наших коммуникаций отмечен этим знаком – совместное сомнение. Этим обусловлен и выбор названия: “стратегия” всегда дает жесткий прогноз на будущее, “стратегирование” же создает образ делания.

Стратегирование будущего – процесс рождения новых смыслов».

По мнению Александра Адамского, разговор о будущем невозможен без мыслей о развитии образования, которое сегодня «связано с изменением мира, где стало меньше времени». Переосмысление институтов образования и управления через призму «облачного управления» и «сети сетей» – это прощание с индустриальным типом образовательной политики: «Если сегодня мы не будем заглядывать в завтрашний день, то мы совершим своего рода самоубийство». Дмитрий Леонтьев на пленарном заседании обратил внимание на еще одну большую тему для размышлений: счастье за пределами благополучия.

О видении «неясно различимого» завтрашнего дня через оптику социальных наук рассказала Екатерина Шульман. Она подчеркнула необходимость помнить о трех типах будущего – прогнозируемом, проектируемом и желаемом. «Какое у нас завтра – область густого социологического тумана», – сказала эксперт, уточнив, что социологи сегодня могут лишь говорить о соотношении технооптимизма и технопессимизма в обществе, а также наблюдать за динамикой ожиданий от будущего.

«Все эти данные не выстраиваются в единую цельную картину, но это лишь потому, что мы имеем дело со сложным организмом», – подчеркнула эксперт.

Конференцию продолжили специальные мастерские, где участники обсудили вопросы: какими путями различные науки и искусства изучают феномен «заглядывания в будущее»; как наш разум отвечает на вызовы сложности, неопределенности и разнообразия; какие культурные инструменты позволят заглянуть в «страну понятного завтра»; как память о прошлом помогает прогнозировать будущее; каким видится образование завтрашнего дня; каким образом прогнозирование будущего трансформирует наше настоящее; как перебросить мост между поколениями «цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов»; какие «прерванные полеты» в интеллектуальной и культурной эволюции человечества могут вернуться в наше сегодня и завтра; какими возможностями перерождения обладает личность в ситуациях психологической утраты «Я».

Ведущие мастерских рассмотрели эти вопросы вместе с гостями конференции, основываясь на фундаментальных трансдисциплинарных исследованиях на границах социологии, культурологии, политологии, нейрокогнитивной науки и культурно-исторической психологии.

Темы мастерских: «Эволюционная футурология: методология сканирования горизонтов и практики конструирования будущего» (Т. Нестик), «Иные логики: как наш разум отвечает на вызовы сложности и неопределенности» (А. Поддьяков), «Как перебросить мост между поколениями: парадоксы цифровой социализации», (Ю. Троицкий), «“Вперед, в прошлое!” или уроки академии будущего? О судьбе Государственной Академии художественных наук (ГАХН)» (Т. Марцинковская, Н. Полева, М. Гусельцева), «Феномен предвосхищения в оптиках когнитивной науки» (М. Фаликман), «Выразительный человек: культурные практики преодоления шаблонов и порождения смыслов» (А. Айламазьян), «Психология утраты “Я”: возможности и пределы перерождения» (Е. Соколова, Д. Хорошилов), «Здание будущего из кирпичей прошлого: проспективная автобиографическая память» (В. Нуркова).

В завершение конференции в своем выступлении ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС, профессор Вероника Нуркова поставила вопрос, который удивил многих участников: «Важно не только понять, как из «кирпичей прошлого» формируется будущее – важно ответить не столько на вопрос, «когда начинается будущее», но и вопрос «когда оно заканчивается»».

Школа антропологии будущего – новый центр РАНХиГС, созданный в Институте общественных наук в октябре 2019 г., который интегрирует науки о человеке, конструирующие образы будущего в эволюционирующих системах. Центр изучает человека в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Главная тема интересов ШАБ – исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube