Президент Владимир Путин считает, что средний уровень оплаты труда по экономике региона может быть недостаточным для оплаты работы учителей, однако предостерегает от перекосов. Такое мнение он высказал на заседании Совета по русскому языку.
«Вы знаете, сколько мне стоило сил несколько лет назад, чтобы убедить всех своих коллег, что преподаватель школы должен получать среднюю [зарплату] по экономике региона?» – обратился Путин к писателю Борису Екимову, сетовавшему на низкие зарплаты в деревенских школах.
«Шахтер получает среднюю и учитель будет среднюю. Мне говорили: «Да вы что, с ума сошли? Это нельзя». Я настоял, чтобы было именно так. Может быть и этого не достаточно, не может быть, а точно», – сказал российский лидер.
Путин подчеркнул, что «нужно, конечно, двигаться дальше, но уровень заработной платы не должен иметь перекосов». «Это абсолютная аксиома, потому что сразу же за этой категорией работников тут же последуют другие, третьи, четвертые и пятые. Это все должно быть сбалансировано», – сказал он.
По словам президента, не мудрено, что люди стараются переехать в Москву. «Здесь сколько примерно уровень зарплаты учителей в школе? 100–110 тыс.», – отметил он.
Увеличение мест в школах
Путин высказался за значительное увеличение количества мест в школах. «Количество мест в школе надо сейчас увеличивать, имея в виду значительным образом выросшее количество школьников, – сказал он . – У нас на миллион больше, чем мы считали раньше, сейчас вот возникает. Количество мест в школе должно быть увеличено значительно».
Он добавил, что это потребует и большего количество учителей, которым необходимо предоставить и жилье, и больший уровень заработной платы.
Баланс в обучении
Путин призвал найти баланс при выборе национального или русского языка для обучения в школе, чтобы не ограничивать детей в будущем.
«Очень тонкий и очень важный вопрос, особенно для нашей страны. Нужно найти этот баланс между необходимостью, а эта необходимость совершенно очевидна, обучения ребенка национальному языку, поскольку без этого нет национальной культуры, но в то же время русскому языку и ощущению того, что он – часть большой, могучей, мощной державы. Это чрезвычайно важно», – сказал президент на Совете по русскому языку.
Путин отметил, что право выбора, на каком языке учить, остается за муниципалитетом, где школы работают.
«Но когда учат только на национальном... это ограничение детей в будущем. А вдруг он захочет поехать в другой регион страны, где по выбранной им специальности он должен будет говорить на русском. И что ему делать? Думаю, что это ошибка», – сказал российский лидер.
Решать такие вопросы, по словам Путина, необходимо по согласованию с республиками, с краями, с областями и с муниципалитетами. «Люди не должны чувствовать, что их в чем-то ограничивают. Это было бы другой крайностью и совершенно точно ошибкой для многонационального государства, – подытожил он. – Никаких ограничений люди для себя чувствовать не должны с точки зрения изучения своего языка, своей культуры, истории своего народа».
Возврат к специалитету
Путин предложил подумать над тем, стоит ли сохранять двухступенчатую систему высшего образования для учителей русского языка. Так он прокомментировал критику этой системы со стороны профессора Воронежского государственного университета Людмилы Кольцовой.
Глава государства признался, что у него пока нет окончательного мнения по этому вопросу, отметив, что бакалавриат и магистратура – это неплохой способ подготовки отдельных специалистов, например, в кибернетике.
«Довели до какого-то уровня [во время обучения в бакалавриате], затем эти знания можно применять на практике, в жизни, на предприятиях. А магистратура – следующий шаг. Эта система возникла за рубежом из потребностей экономики. А вот по таким специальностям, как русский язык, это эффективно – делить на бакалавриат и магистратуру? Что это дает? После бакалавриата преподают только в младших классах? В чем смысл?» – заявил Путин.
Он подчеркнул, что пока речь не идет о каком-то конкретном решении. «Я просто рассуждаю вслух: что это дает? Это просто голая схема модная, или в этом есть какой-то смысл – в сохранении вот этого порядка подготовки специалистов, в данном случае по русскому языку? Или, действительно, [имеет смысл] возродить прежнюю систему – готовить пять лет, давать полноценное образование, чтобы человек сразу мог пойти преподавать в школе?» – задался вопросом Путин.
Президент согласился, что по ряду направлений двухступенчатая система оправдана.
«Да, я понимаю, что физика, математика – там люди могут быть хорошо подготовлены, им нужно дать только дополнительные знания в области педагогики и допустить их к работе с людьми. Но русский язык – это другая история», – указал он.
Он предложил участникам заседания высказать свое мнение о том, применима ли к русскому языку такая схема. «Могут ли собравшиеся здесь или другие специалисты в этой сфере сказать, что, например, с помощью цифровизации мы можем дать человеку за четыре года такие знания, которые он раньше получал за пять, и это будет полноценный специалист? Тогда не надо его ограничивать, тогда бакалавриат должен давать возможность работать преподавателем в полном объеме, до 10 класса», – добавил Путин.