Как объяснить ребенку, почему некоторые дети не могут бегать или говорить? Как донести мысль о том, что важно для людей с особенными потребностями? Как дать понять, что они чувствуют и каким видят мир? Поднять тему инклюзии в процессе воспитания детей вам будет проще, если вместе с ними вы посмотрите следующие мультфильмы.
La petite casserole d`Anatole/Маленькая кастрюлька Анатоля
Французские мультипликаторы создали короткометражку, которая при помощи метафоры — кастрюльки, — поможет даже самым маленьким детям понять, кто такие люди с особенными потребностями и почему быть особенным — нормально.
Out of Sight/Вне зрения
Мультфильм, созданный в стиле анимэ, показывает, что чувствуют слепые люди. В короткометражке намеренно усилен звук с целью продемонстрировать тот факт, что слепые люди слышат намного четче, чем зрячие. А еще дети узнают о помощниках особенных людей — волшебной палочке и собаке-поводыре.
Scarlett/Скарлетт
В центре сюжета девочка по имени Скарлетт, у которой диагностировали саркому Юинга (рак костей). Чтобы спасти ей жизнь, врачам пришлось ампутировать голень, и теперь Скарлетт вынуждена носить протез. Из-за этого она чувствует себя ненужной и одинокой, а еще она не может танцевать. Но однажды мама, которая верит в свою дочь, снова надевает на Скарлетт бальное платье и малышка преображается. Она становится той самой веселой девчонкой, с которой интересно дружить и играть.
Про Диму
Сценарий мультфильма был написан на основе одноименной книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном». Анимационная лента рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.
Tamara/Тамара
Это трогательная история о глухонемой девочке по имени Тамара. Она обожает танцевать и мечтает стать балериной. Несмотря на глухоту, у нее прекрасная пластика и чувство ритма. Возможно, однажды мечта Тамары осуществится, ведь ее очень поддерживает мама. Просмотрев короткометражку, вам будет проще объяснить детям, насколько особенным людям важна ваша поддержка.
Overcomer/Преодолевшая
Данную короткометражную ленту создала мультипликатор Ханна Спенглер. Ее фильм за год набрал в YouTube более 3 млн просмотров, а все потому, что Ханна затронула очень важную для подростков тему — внутреннего одиночества и депрессии. Как преодолеть столь тяжелое состояние и вновь поверить в себя? Ответы даст лента Ханны.
Waltz Duet/Вальсовый дуэт
В этой ленте замечательно все — и идея, и сценарий, и 3D-анимация, и музыка. Короткометражка рассказывает о сестрах-сиамских близнецах — Эмили и Элизабет. Они сторонятся людей, не выходят на улицу и ни с кем не общаются. Единственная радость — это игра на пианино. Но однажды молодой скрипач, проходивший мимо их дома, слышит потрясающую мелодию. Сестры, боясь осуждения, пытаются прогнать его, но юноша не уходит. Наоборот, начинает подыгрывать на скрипке. Мультик демонстрирует, как важно уделять внимание особенным людям, общаться с ними и дружить.
Cuerdas/Струны
Этот 11-минутный фильм испанского мультипликатора Педро Солиса в 2016 году удостоился премии Гойя. Солис посвятил его своим детям — дочери Алехандре и сыну Николасу. Вы увидите, насколько сильно и к лучшему изменилась жизнь девочки Марии, когда она познакомилась с особенным мальчиком, у которого диагностировали ДЦП. Посмотреть ленту в хорошем качестве вы сможете на Vimeo.
Le secret de Maël/Секрет Маэла
Людей, страдающих синдромом Ангельмана, часто принимают за чудаков, которые улыбаются по поводу и без. На самом деле эти люди просто не могут контролировать свою мимику и движения рук, — непроизвольные и хаотичные. Мультфильм поможет детям понять, как следует реагировать, если вдруг вы познакомитесь с человеком с синдромом Ангельмана.
Mon petit frère de la lune/Мой братик с Луны
Автором этого мультфильма является француз Фредерик Филибер. Его сын — аутист, и именно он вдохновил Фредерика на создание короткометражной ленты, в которой рассказчиком выступает сестра особенного мальчика. Она рассказывает о его жизни и о том, каким он видит окружающий мир: «Он словно не видит и не слышит меня, он смотрит в небо… Если бы я была волшебницей, я бы заколдовала его, чтобы ему больше нравилось быть с нами, чем на Луне». Сестра придумала особенный язык, чтобы общаться с братом-аутистом и уверяет всех, что с ним все в порядке, просто он «с Луны».