Нередко можно слышать жалобы, что детям математика скучна, причем уже в начальной школе. Если же отношения с ней не сложились с самого начала, нельзя опускать руки – дайте ребенку шанс взглянуть на нее по-другому и почувствовать свою силу в столкновении с ней. На самом деле в первые годы обучения пробудить интерес к этому предмету можно почти у любого. Спектр возможностей, которые даются ребенку в начальных классах, должен быть максимально широк.
Ошибаться можно
В большинстве случаев дети теряют мотивацию потому, что внутри семьи есть жесткая установка на выполнение домашней работы. Бывает, что ребенок чего-то недопонял на уроке, родителей нет рядом или они не могут подсказать – и все равно требуют закончить задание. И вот ребенок второй час бьется над одним и тем же упражнением совершенно без какой-либо пользы.
Онлайн-пособия, такие как Яндекс.Учебник, позволяют детям намного быстрее справляться с домашними заданиями и получать мгновенную обратную связь – проверку на правильность решения или подсказку в особенно сложных задачах.
Соответственно, исчезает это бесцельное «зависание» над одним упражнением. Не решил с трех попыток – система показывает следующую задачу, ребенок переключается. В итоге резко снижается нервное напряжение и улучшается успеваемость.
Больше времени на сон, игры и прогулки
Время для ребенка – один из самых дорогих ресурсов. Чем меньше ребенок будет бессмысленно сидеть над заданиями, которые он в итоге не решит, тем больше времени останется на прогулки, сон, любимые игры – и в результате в школу на следующий день он пойдет не замученным, а спокойным и радостным.
Учителя, которые используют Яндекс.Учебник, часто говорят о том, насколько дети рады выполнять домашнюю работу с помощью этого сервиса. Казалось бы, то же сложение и вычитание, что и по учебнику, но ребенок работает в комфортном режиме, задачи интересные и вся работа укладывается в 15 минут.
Должно быть место для увлекательных задач
На олимпиады по математике в начальной школе учителя и родители должны смотреть тоже как на способ мотивации ребенка, его шанс взглянуть на предмет по-другому и полюбить его. Это именно тот случай, когда на все сто процентов работает олимпийский принцип «важна не победа, важно участие». Не стоит заставлять детей соревноваться с соседом по парте, своего единственного соперника он должен видеть лишь в интересной задаче, хотеть «победить» ее, найти ответ, решить как можно больше задач. И даже если он справился с одной или двумя задачами, это уже победа.
Один из самых действенных способов увлечь детей – это решение занимательных задач, будь то разбор нестандартных заданий дома, занятия на онлайн-сервисах или участие в детской математической олимпиаде.
Создатели детских олимпиад специально подбирают такие задачи, решение которых позволяет почувствовать вкус к математике, вкус первого успеха. Задачи на такой олимпиаде даются разных типов, и вовсе не обязательно решать их все. Победителем становится каждый, кто сделал определенное количество задач.
В средней и старшей школе уже большее значение имеет объем знаний, большую роль играет элемент соревновательности. В начальных классах побеждает тот, кто не боится попробовать и больше старается. Я за то, чтобы каждый ученик младших классов попробовал себя в олимпиаде, даже если в школе он не показывает выдающихся результатов.
Я знаю очень много примеров, когда дети, которые стали призерами престижных олимпиад в одиннадцатом классе, в начальной и даже средней школе были троечниками.
Нередко бывает, что ребенок просто проболел, потом не догнал класс, увлекся чем-то другим – и у всех сложилось ощущение, что ребенок гуманитарий, а на самом деле он вполне одарен и математическими способностями тоже.
Не на оценку
Можно и просто сесть всей семьей порешать интересные задачи в выходные, не ставя себе формальных целей, с намерением просто хорошо провести время – и дети будут рады общению, и математика станет восприниматься как увлекательное времяпрепровождение.
И, конечно же, обязательно держать в голове, что математика развивает мышление, которое позволяет быть успешным в физике, информатике, химии, робототехнике и других предметах, и использовать эти области – через интересные ребенку практические, наглядные примеры – как дополнительный стимул разобраться в этом предмете.