В финских школах совместными силами экспертов, преподавателей, работников столовых и учеников начнется разработка новой модели «пищевого воспитания». Проект под названием «Вкусная школа» (Maistuva koulu) ставит перед собой цель улучшить пищевые привычки детей.
Согласно доктору наук Танье Тиллес-Тиркконен, которая занимает должность исследователя на отделении общественного здравоохранения и клинической диетологии при университете Восточной Финляндии, воспитывать в детях здоровые пищевые привычки нужно уже в начальной школе, потому что через нее проходит все население страны, а основы правильного питания закладываются именно в детском и подростковом возрасте.
Регулярное питание, по мнению исследователя, не только является залогом нормальной успеваемости, но и способствует активным хобби и играм после учебы.
Также проект «Вкусная школа» нацелен на то, чтобы остановить снижение популярности школьных обедов среди учеников. Переходя в старшие классы, все больше детей отказываются от обедов в школе. Еще больше проблемой, однако, по словам Тиллес-Тиркконен, является то, что школьники не едят обед целиком.
– Мы знаем на основании прошлых исследований, что школьники часто едят только какую-то определенную еду, скажем, сосиски или рыбу, и не прикасаются, например, к овощам или хлебу. Очень редко школьник съедает полный обед, включающий в себя главное блюдо, салат, хлеб со спредом из полезных растительных жиров, а также молоко, – замечает Тиллес-Тиркконен.
По ее словам, дети в целом употребляют слишком мало овощей и фруктов, зачастую не съедая в день ни одной порции.
Пищевое воспитание как неотъемлемая часть школьных будней
По словам эксперта, одной информации о том, как питаться правильно, недостаточно. Поэтому нужны новые способы для того, чтобы воспитывать в детях правильное отношение к питанию.
– Эти новые способы основываются на эмоциях и чувствах, а также они помогают ученикам ощутить свою причастность. Важно, чтобы дети сами участвовали в процессе.
Согласно Тиллес-Тиркконен, учебный план обязывает школы преподавать пищевое воспитание, однако более точных целей или методик план не дает. Цель проекта «Вкусная школа» - это помочь школам в планировании обучения, а также претворить планы в жизнь и оценить последующие результатов.
Пищевое воспитание можно включать в преподавание других предметов, таких, как естественные науки и история.
- Каждый взрослый, работающий в школе, так или иначе участвует в пищевом воспитании детей, поэтому естественно, что оно должно стать частью ежедневного учебного процесса.
Проект «Вкусная школа» разрабатывается и проводится совместно исследовательской группой из университета Восточной Финляндии, а также центром Пищевой культуры Ruukku. Из муниципалитетов в эксперименте участвуют Куопио, Тампере, Сало, Ярвенпяя и Соткамо.
Модель будет разрабатываться в течение этого учебного года в 8 пилотных школах, а в следующем году ее протестируют уже в 15 других школах. Ожидается, что модель будет готова к внедрению в 2020-2021 гг.
– Цель проекта – не создать единый готовый шаблон для всех, а предложить инструмент, с помощью которого каждая школа сможет стать «Вкусной школой», – комментирует Тиллес-Тиркконен.