Первый цикл исследования TIMSS прошел в 1995 году. Российская Федерация и IEA – крупнейшая международная организация, проводящая сопоставительные исследования достижений учащихся – начали совместную работу над этим проектом еще в 1992 году.
Кроме того, Россия ‒ активный участник Международного исследования качества граждановедческого образования ICCS и Международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS.
На протяжении многих лет Россия демонстрирует очевидную динамику образовательных результатов, особенно это касается чтения и грамотности. Сегодня Россия и Сингапур ‒ страны с самыми высокими результатами в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – 2016.
Исполнительный директор IEA Дирк Хастедт в своем интервью ria.ru так объясняет успех российских школьников в этом исследовании:
«Школьники РФ показали самую высокую читательскую грамотность среди 50 стран. Это отличные результаты, которые свидетельствуют о наличии серьезной ориентации на предоставление всем учащимся равных образовательных возможностей. Наряду с Казахстаном Российская Федерация имеет наибольший процент учащихся (среди стран-участниц исследования PIRLS), вовлеченных в образовательный процесс уже на дошкольном этапе, что может являться одной из причин успеха российской системы образования».
«Однако сложно изучить все аспекты образования в рамках одного исследования, – убежден Дирк Харстед, – поэтому у нас есть такие проекты, как исследование граждановедческих знаний ICCS, результаты которого рассматриваются во взаимосвязи с другими исследованиями по математике, естественными науками и грамотности. “Мягкие навыки” и креативность важны для учащихся, но наличие фундаментальной базы также необходимо. Более того, решение математических задач также может требовать наличия определенного уровня креативности. Поэтому креативность может быть изучена и в рамках исследований по математике или естественным наукам, необходимо лишь разработать отвечающие данной цели задания теста».
По мнению Харстеда, один из вызовов, стоящих сегодня перед современной системой образования ‒ увеличение использования информационных технологий в школе. В то же время в исследовании компьютерной грамотности ICILS был выявлен существенный недостаток подобных знаний во многих странах. Учителя не чувствуют себя достаточно уверенными и компетентными для того, чтобы эффективно использовать компьютеры в образовании. Очевидно, что необходимо уделять дополнительное внимание подготовке учителей в этой сфере. Результаты ICILS 2018, которые скоро будут опубликованы, станут источником ценной информации по данной проблеме.
С учетом возрастающей значимости Интернета как источника информации на работе, дома и в образовании в IEA разрабатывают методы оценки способностей учащихся с использованием дистанционных технологий.
В 2016 году некоторые страны участвовали также и в цифровой версии исследования ePIRLS. Не исключена вероятность, что в следующем цикле PIRLS Россия сделает выбор в пользу компьютерного варианта исследования.