Страхи перед половым просвещением детей укоренены в сознании взрослых и характерны не только для Франции. Анализ возмущенных откликов в Интернете, связанных с заявлением Марлен Шьяппа, госсекретаря по вопросам гендерного равенства, позволяет выделить две основные группы подобных опасений и их аргументации.
Довод первый: дети слишком маленькие/чистые, чтобы говорить с ними о вопросах сексуальности.
Доводы такого типа, часто сопровождающиеся завуалированными намеками на педофилию, предполагают, что, говоря с маленькими детьми о вопросах, связанных с половым воспитанием, мы можем их «развратить», так как они «чистые», то есть лишены всякой сексуальности.
На самом деле разговоры по поводу угрозы, которую якобы представляет сексуальное просвещение для детской чистоты, не выдерживают критики по крайней мере по двум причинам:
- Во-первых, все программы полового воспитания адаптированы к возрасту учеников, то есть с маленькими детьми говорят только о семье и дружбе, а другие понятия, непосредственно относящиеся к физиологии, вводятся очень постепенно.
- Во-вторых, в действительности, как бы это ни было неприятно многим взрослым, дети начинают приобщаться к сексуальности достаточно рано (в частности, в связи с мастурбацией и исследованием собственного тела и его эрогенных зон), то же относится и к подросткам.
Но многие взрослые так стремятся сохранить иллюзию «чистоты», что, не колеблясь, прибегают к любым способам поддержания подобных заблуждений.
Довод второй: сексуальное просвещение вне компетенции школы.
Предполагается, что можно выделить два способа управления сексуальностью:
- первый носит частный характер и относится только к отношениям между ребенком и родителями,
- второй же, напротив, носит общественный характер. Этот способ апеллирует к гражданственности и требует привлечения воспитателей, которые сумеют, вне зависимости от пожеланий родителей, передать детям необходимые знания в области сексуальности.
В реальности это разделение не носит столь четкого характера. Как показало недавнее канадское исследование, 95% родителей считают, что школа и семья должны поровну делить ответственность за половое воспитание. Но большинство родителей в разговорах с детьми никогда не касаются, по крайней мере подробно, тех тем, которые они сами считают важными.
В то же время семья, независимо от желания родителей, не может быть полностью изолирована от любых сведений такого рода.
Исследование за 2017 год показало, что 51% французских подростков 15–17 лет уже заходили на порнографический сайт.
Разумеется, желание родителей контролировать доступ детей к подобной информации невыполнимо из-за доступности цифровых технологий.
С другой стороны, входит ли половое просвещение в компетенцию школы или нет, сексуальность всегда присутствует в учебных заведениях. Школьники, контактируя со своими сверстниками или со взрослыми, получают множество уроков сексуального характера, и это происходит прямо под носом у родителей, чье внимание сфокусировано на пресловутых трех обязательных занятиях по половому воспитанию в школе.
По мнению социолога Мишеля Бозона, страхи взрослых перед половым воспитанием связаны с охватывающей их «моральной паникой», порожденной тем, что они не могут контролировать сексуальность своих отпрысков. Родителям не нравится возрастающая самостоятельность молодежи в вопросах сексуальности. Между тем разговоры об угрозе полового воспитания создают негативный имидж сексуальности и тем самым представляют собой угрозу для молодежи.
Перевод Александры Ратай