Пьеса французского драматурга Пьер-Огюстена Карона де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» более 300 лет идет на сценах театров мира. Имя этого героя давно стало нарицательным.
В России премьера этого спектакля состоялась в 1785 году в Михайловском театре Санкт- Петербурга и в дальнейшем неоднократно возобновлялась.
Сюжет пьесы вдохновил Вольфганга Амадея Моцарта на создание одноименной оперы.
Однако на родине Бомарше пьеса долгое время была запрещена. Главным ее противником стал король Франции Людовик XVI, который, посмотрев комедию, воскликнул: «Это отвратительно, этого никогда не будут играть!».
Для того времени пьеса действительно была очень смелой и острой, поскольку обличала пережитки феодальных нравов, в том числе «право первой ночи», которым пользовались представители правящего класса по отношению к своим подчиненным.
В комедии «Женитьба Фигаро» таким правом хотел воспользоваться граф Альмавива, выбрав объектом своих «чувств» прелестную Сюзанну – невесту Фигаро, которая служит горничной у графини Альмавивы.
Вокруг этого и закручивается главная интрига пьесы, в орбиту которой втягиваются все персонажи, а центральным героем всех событий становится ловкий, изворотливый, остроумный дворецкий графа Альмавивы Фигаро.
Мы помним замечательный спектакль «Женитьба Фигаро» Театра Сатиры 1970-х годов в главной роли с блистательным Андреем Мироновым в окружении таких звезд, как Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Александр Ширвиндт...
Казалось бы, конкурировать с той постановкой невозможно. Так я думала, идя на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Центральном театре кукол им. С.В. Образцова, но, посмотрев его, убедилась в обратном.
Режиссер спектакля, художественный руководитель театра Борис Константинов, художник-постановщик Елизавета Дворкина, художник по куклам Виктор Антонов, композитор Владимир Плисс и балетмейстер Наталья Петрова-Рудая придумали множество разнообразных приемов для того, чтобы сделать спектакль интересным, ярким, смешным и неповторимым.
Главная находка, на мой взгляд, заключается в том, что действие построено по принципу «театр в театре».
В самом начале спектакля бродячие артисты-кукольники собираются в деревенском сарае, чтобы репетировать модную комедию, которую они должны сыграть в замке испанского гранда, заказавшего праздничное представление.
Каждый получает свой листок с ролью и куклу. Участники представления выступают в качестве и драматических актеров, и кукловодов, и эта смена ипостасей происходит легко и стремительно. Молодые артисты, занятые в спектакле, играют с вдохновением и азартом, и это приподнятое настроение передается зрителям.
За всем происходящим на сцене наблюдают обитатели сарая: куры, свиньи, ослики, коровы, индюки, и они тоже представлены куклами, размеры которых практически соответствуют реальным.
Суд над Фигаро происходит с участием «животных», причем в качестве судьи выступает осел, а в роли свидетелей – свиньи.
Правда, даже при таком составе главный герой благодаря своей хитрости выигрывает тяжбу.
Спектакль наполнен забавными трюками: например, сцена свидания графа Альмавивы с Сюзанной, вместо которой приходит переодетая в наряд своей служанки жена графа, происходит в беседках-стогах, которые «передвигаются» по сцене с помощью находящихся в них персонажей пьесы.
В одной из таких «беседок» Фигаро встречает свою возлюбленную, которая переоделась в платье госпожи.
Музыкальным лейтмотивом пьесы стала зажигательная итальянская тарантелла, которая постоянно напоминает:
Что бы ни случилось, смотри на жизнь с оптимизмом, и тогда найдется выход из любой ситуации!
На этот спектакль я советую сходить всей семьей. Возрастное ограничение – 14+.
Надеюсь, подростки по достоинству оценят эту необыкновенную постановку и, как советовал пушкинский Сальери, «перечтут “Женитьбу Фигаро”».
Стоимость билетов – от 400 до 2000 рублей.
Адрес:
127473, ул. Садовая-Самотечная, д. 3
Ст. метро «Цветной бульвар»,
Ст. метро «Сухаревская», «Маяковская»,
троллейбусы: Б, 10, 47