А вот в провинции Квазулу-Наталь на востоке ЮАР члены Siyaphambili – ассоциации учителей, вышедших на пенсию, – безвозмездно предлагают заменить временно отсутствующих педагогов, например, ушедших на больничный.
Чарлтон Сибака, представитель ассоциации по связям со СМИ, заявил, что вышедшие на пенсию учителя хотят быть полезными так долго, как только могут.
Вышедшие на пенсию учителя ЮАР окажут школам неоценимую поддержку. Они поделятся своим опытом и помогут школам, у которых не хватает учителей и есть трудности с наймом педагогов на замену.
Благодаря этому у учеников не будет происходить перерывов в обучении, если их основной учитель вынужден временно не работать. Министерство образования ЮАР ценит бескорыстный шаг и готово при необходимости оказать поддержку в реализации этого плана.
Похожая инициатива будет реализована и в Китае, но по инициативе правительства страны.
В школы аграрных районов Китая, получающие недостаточно финансирования, этой осенью вернутся около 10 тысяч вышедших на пенсию учителей в возрасте до 65 лет.
Министерство образования Китая сообщило, что учителя проведут как минимум один год в районах, попадающих под действие программы по борьбе с бедностью в сельских районах.
В результате стремительной урбанизации Китая происходит отток рабочей силы из аграрных районов в быстро развивающиеся города богатых восточных провинций страны. Это приводит к снижению набора учеников в сельские школы.
Нанимать педагогов в такие школы тоже становится все сложнее. Высокие рабочие нагрузки и невысокая зарплата от 1000 до 2000 юаней ($146–293) в месяц отнюдь не добавляют привлекательности профессии учителя.
В новостях регулярно появляются истории о деревенских школах, где учится всего несколько детей, и о том, что им приходится очень долго добираться до школы.
По мнению профессора Гонконгского университета Ван Дань, 10 тысяч учителей недостаточно для того, чтобы закрыть нехватку учителей в сотнях тысяч классов в аграрных районах страны.
Будет недостаточно лишь попросить учителей-пенсионеров провести год или два занятий в сельских школах, необходимо сделать так, чтобы они передали школам свой опыт и ценности, сказала Ван Дань.
Анна Шиврина