Фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» 2002 года – о 17-летнем мальчике-авантюристе Фрэнке, который настолько талантлив, что смог обдурить: авиакомпанию «Пан Америкен» (прикинувшись пилотом), руководство больницы, изображая врача, выпускника Гарварда, и даже будущего тестя-юриста, выдав себя за адвоката – выпускника Беркли. А главное – он научился обналичивать подделанные чеки, своровав таким способом пять миллионов долларов. И все это время он успешно выдавал себя за почти 30-летнего.
И это не какая-то там фантазия: сценарий основан на реальных событиях из жизни Фрэнка Абигнейла, продавшего свою автобиографию для фильма в 1980 году.
Почему, спросите вы, я бы рекомендовала посмотреть эту картину родителям с детьми-подростками? Чему тут можно научиться юному созданию?
Ну, во-первых, это классный фильм, который, кстати, имел две номинации на «Оскар». Во-вторых, главного героя играет блистательный Леонардо ди Каприо, который к сегодняшнему дню стал очень глубоким, большиммастером. И эта роль – неопровержимое тому доказательство. Ну а в-третьих, потому что авантюристом герой стал от отчаяния: отец (Кристофер Уокен) потерял все, что имел (дом, машину, деньги), и к тому же развелся с обожаемой женой-француженкой (Натали Бай). И мальчик мечтает все это (и мать тоже) вернуть своему отцу.
В общем, вот к каким личностным метаморфозам может привести ребенка развал семьи.
Нет, ну, конечно, соответствующие гены у парня были: отец обанкротился из-за обвинения в налоговом мошенничестве (тоже мне преступление, скажут у нас на родине). Талант к социальной и возрастной мимикрии проявился у героя практически сразу при переходе из престижной школы в новую, более простую: не желая терпеть издевательств одноклассников, парень в течение недели успешно выдавал себя за учителя французского и даже провел родительское собрание. Ну а потом – понеслось.
Поразительно, но ни один из профессионалов (а Фрэнк не стеснялся занимать руководящие посты, например, в больнице) не раскусил ни его возраст, ни его блеф. Ди Каприо в свои – на момент съемок – 28 потрясающе сыграл 16–17-летнего.
Почему фильм имеет такое название? Потому что за одаренным мошенником много лет гоняется фэбээровец Карл (Том Хэнкс). Он будто даже сочувствует своей потенциальной жертве. Их сближает и то, что оба лишились своих семей и страдают от этого. Фрэнк в каком-то смысле становится сыном Карла. Голливуд давно приучил сочувствовать удачливым ворам, если они не грабят на улице пенсионеров, а кладут в карманы миллионы при помощи своей находчивости (не ради корысти, а из куража). Спилберг тоже болеет за своего героя. Не зря в фильме с радостью цитируют газеты, восхищавшиеся ловким преступником и называвшие его (когда уже открылось, что он иногда притворяется пилотом) «небесным Джеймсом Бондом». Да, в общем, что греха таить, все мы обычно желаем удачи герою-мошеннику, если он такой обаятельный и по-своему беззащитный, как персонаж Ди Каприо.
Фишка еще и в том, что Фрэнк – по сути еще ребенок. Он сбежал из дома в 16 лет, еще 10-классником.
Поэтому он с радостью обсуждает с юной медсестрой в больнице ее брекеты (у самого еще недавно были), поэтому он обожает комиксы. А еще – соглашается за половину эклера рассказать поймавшему его фэбээровцу Карлу, как он сумел обмануть экзаменаторов-юристов в Луизиане (впрочем, Карл пол-эклера ему так и не дал). В каком-то смысле он – гений, в котором сочетаются одаренность и детская непосредственность.
Ну, а чем дело кончается? Герой вроде бы хочет наконец остановиться, стать нормальным членом общества, да уже не может: вынужден бежать и скрываться. И его отношения с персонажем Хэнкса – это тоже отношения сын–отец, оба из которых одиноки и страдают от отсутствия нормальной семьи, некогда разрушившейся. И даже в итоге Фрэнк начинает помогать ФБР искать других шулеров – рангом поменьше и помогать банкам защищаться от аферистов (что в результате, как выясняется из послесловия, принесло ему новые миллионы долларов, уже законные, как честному спецу).
Ну и в конце – о настоящем образовании, которое не гарантирует никакая престижная школа-вуз.
Это ударный эпизод, который Спилберг приберегает напоследок. Поймавший, наконец, преступника фэбээровец Хэнкса донимает его вопросом: как тот сумел устроиться адвокатом, если для этого (даже если ты из Беркли) требовалось выдержать дополнительный городской экзамен? И герой Ди Каприо, наконец, отвечает: да что такого? Позанимался две недели – и сдал!
То есть за две недели этот выдающийся человек освоил то, чему годами учат в лучшем американском университете. У него была цель. Вот и все!
P.S. После этого фильма стало ясно, что «оскаровские» академики не любят Ди Каприо. На «Оскар» за эту картину номинировали не его, а Кристофера Уокена (пусть и за хорошую роль отца героя).
Ди Каприо в свое время не представили на «Оскар» даже за «Титаник». Четыре раза он был номинирован на эту премию за лучшую мужскую роль в фильмах «Авиатор» (2004), «Кровавый алмаз» (2006), «Волк с Уолл-стрит» (2013) и «Выживший» (2016), а также за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Что гложет Гилберта Грэйпа» (1994). И только в 2016 году Леонардо ди Каприо стал обладателем премии «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль», а также награды за лучшую мужскую роль британской премии BAFTA за исполнение роли Хью Гласса в фильме «Выживший». Нет сомнений, что будущее окончательно расставит все по своим местам.