Картина, снятая в 2007-м, основана на 34 композициях группы «Битлз» 1963–1969 годов в современном исполнении.
Звезды этого фильма – Джим Стёрджесс, Эван Рейчел Вуд, Джо Андерсон, Дана Фукс, Мартин Лютер, Джо Кокер, Боно, Сальма Хайек.
Вокально-инструментальный ансамбль (Англия)
Наверное, почти для всех детей будет удивительно узнать, что ни одной полноценной пластинки «Битлз» в СССР так и не вышло. Песня «Across the Universe», давшая название картине, была редкой из «битловских», официально выпущенных в СССР фирмой «Мелодия» – на одной маленькой пластиночке с Let it Be.
Маленьких пластинок «Битлз» (по три-четыре песни) появилось, кажется, четыре, причем на двух не было названия группы. Просто значилось: «Вокально-инструментальный ансамбль (Англия)». Ну, это один из экскурсов в историю СССР для детей.
Фильм «Через Вселенную» – это мюзикл на основе хитов «Битлз».
Понятно, что раз «Битлз», то фильм про 1960-е. А значит, тут – портрет времени и поколения.
Сюжет такой: мальчик из Ливерпуля, откуда и знаменитая четверка, едет в США и встречает девочку. Далее: хиппи, контркультура, конфликт отцов и детей, марихуана, Вьетнам, антивоенные демонстрации и даже бомбисты (в Америке, оказывается, были и такие – собиравшие адские машины под портретом Мао).
Песни «Битлз» перепеты аккуратно и с любовью. Отсебятины, конечно же, достаточно. Много, например, женского вокала (а его, естественно, не было). Или: в Across the Universe припев отдан пританцовывающим кришнаитам, а Let it Be стилизовано под спиричуэлс – запевает негритянка с невероятной голосиной.
Но на самом деле все сделано бережно: где у «Битлз» звучит второй голос – и тут возникает второй. Где у них меланхолическая гитара – в фильме тоже она. Уважение к первоисточнику полнейшее.
Отдельное достоинство фильма – подбор героев. Особенно удачно выбран исполнитель главной роли Джим Стёрджес, который похож на Пола Маккартни и Джорджа Харрисона – и вообще на всех «Битлз» с обложки диска A Hard Day’s Night, на которой все четверо были стилизованы под близнецов-братьев.
Все значимые персонажи носят имена героев песен «Битлз»: Джуд, Люси, Сэди, Пруденс и др. Пруденс (в фильме, кстати, китаянка) затосковала – ждите обращенную к ней песню Dear Prudence. Главный герой Джуд увидел клубнику – идут Strawberry Fields Forever. Кульминацией, что ожидаемо, становится посвященный герою и времени Hey Jude.
Но экранный ряд поражает. Во время Strawberry Fields Forever мы видим распятую гвоздями, убитую, истекающую кровью клубнику.
Hey Jude – иллюстрация к застою-безвременью, наступившему в начале 1970-х (как выясняется, не только у нас).
Герой, депортированный из Америки за бунтарство, и его друг-американец сидят в одинаковых пабах по обе стороны океана, в США и Англии, и одинаково тоскливо выпивают.
Но Hey Jude – песня, позволяющая совершить в кадре переход от меланхолии – к надежде. То есть, даже используя банальные ходы, фильм выруливает в любопытные интерпретации.
Да, он отчасти – смесь «Мулен Ружа» и знаменитого мюзикла про 1960-е и вьетнамскую войну «Волосы», экранизированного Милошем Форманом. Но все же это нечто новое.
Кто из нас не помнит «Girl»?
В фильм погружаешься постепенно. Когда в первых кадрах на экране появляется молодой брюнет и, поймав взгляд зрителя, вдруг горестно запевает лучшую «битловскую» песнь о девушке – «Girl»: Is there anybody going to listen to my story all about the girl who came to stay? – это кажется бесхитростным и вызывает смешок. Но уже минут через десять понимаешь, что фильм придуман по-настоящему хорошо.
Речь о наиболее удачных экранизациях песен. То же Let it Be построено на похоронах после разгона детройтского мятежа, как негров-участников, так и солдат, мятеж подавлявших.
Настроение «Come Together» задает Джо Кокер, появляющийся в обличии бомжа – затем слова подхватывают всевозможные жители Нью-Йорка от бандитов и проституток до клерков Уолл-стрит, которые выглядят как варварские человекоподобные механизмы.
Фактически эта песня в фильме – мини-портрет Нью-Йорка. I Want You (She’s So Heavy) – это в фильме антимилитаристский кошмар.
Он заканчивается сюрреалистической сценой, как голые мальчики в армейских ботинках взводом вытаптывают мультипликационно миниатюрные вьетнамские пальмы, неся на плечах тяжеленную Статую Свободы – символ экспансии, навязывающей третьему миру американские представления о свободе; давний Вьетнам, актуализированный современным Ираком.
Под Oh! Darling выясняют личные отношения прямо во время исполнения песни в левацком клубе двое второстепенных персонажей-музыкантов – он и она, изображающие этаких «Джимми Хендрикса» и «Дженис Джоплин».
Странно, что никому прежде до режиссера Джули Теймор (которая в начале 2000-х прославилась «Фридой») не пришло в голову сделать современный мюзикл на хиты «Битлз» – понадобилась допинг-подсказка в виде мюзикла на песни ABBA Mamma mia.
Притом что история кино тесно связана с «Битлз». Вспомнить хотя бы «Вечер трудного дня», «Желтую подводную лодку» и знаменитую запись Let it Be на крыше, прерванную полицией: все эти ленты в Across the Universe так или иначе отыграны.