Жан-Франсуа Шикуан, педиатр из Университетского больничного центра Святой Юстины в Монреале, – эксперт по воздействию новейших технологий на развитие детей. Он сожалеет о том, что дети слишком много времени проводят перед экранами, но, в отличие от известного французского психиатра Бориса Цирюльника, не думает, что детей до 6 лет вообще нельзя к ним подпускать.
Цифровые технологии можно использовать и раньше, но в очень умеренных количествах. Необходимо учитывать, что, приучая детей пользоваться ими в 3–5 лет, мы вовсе не способствуем их раннему развитию.
Конечно, чем больше ребенок будет упражняться, тем лучше он научится управляться с цифровой техникой, но в будущем это вовсе не станет для него козырем.
С детьми до 3 лет такие приборы могут в определенных случаях использовать специалисты по медицинским показаниям, например, занимаясь с малышами, отстающими в развитии.
С 3 до 6 лет планшеты бывают полезны детям, страдающим дефицитом внимания, но не больше 10–15 минут в день и исключительно в игровой форме.
Нельзя забывать, что дети прежде всего нуждаются в играх: именно так они развиваются физически, тренируют рефлексы, развивают моторику и приобретают навыки социализации – словом, учатся жить. Никакие гаджеты не заменят настоящих игр – дети должны двигаться не меньше 3 часов в день.
Конечно,в младшей школе можно использовать цифровые технологии, но тоже только для игр и ни в коем случае не больше 30 минут в день. Некоторые родители думают, что гаджеты улучшат способности детей или повысят их IQ, но они ошибаются. Дело в том, что злоупотребление гаджетами отдаляет детей от того, в чем они действительно нуждаются. Ребенок должен расти и развиваться в реальном, а не в виртуальном мире.
Гаджеты способны помешать развитию эмпатии, речи, воображения. Они не дают ребенку скучать, а именно скука мотивирует ребенка, заставляет его мечтать, думать, стремиться к познанию мира.
По мнению Жан-Франсуа Шикуана, французских детей вообще начинают учить слишком рано. В Северной Америке и Северной Европе никому не приходит в голову включать трехлеток в образовательную систему, как это делают во Франции. Там дети ходят в ясли и в детский сад, а учиться начинают с 7 лет – до этого возраста дети еще не готовы к школе.
Попытки учить детей, когда они для этого не созрели, могут навсегда отбить у них интерес к учебе.
Перевод
Александры Ратай