Качество образования // Комментарий эксперта

Помочь или промолчать

Просто представьте – вы готовитесь из последних сил, заставляете себя еще что-то прочесть, выучить, разобрать, а вам со всех сторон шепчут и кричат – «это все нечестно, глупо, все нужно поменять». Где взять силы для финального рывка? А что чувствуют родители?

Помочь или промолчать
Фото: hochukrohu.ru

После прохождения всей процедуры на личном опыте (в 1995 году сдал пять экзаменов в школе и три при поступлении в вуз, а год назад подготовился и сдал ЕГЭ по незнакомому мне до этого предмету) укрепился во мнении: ЕГЭ – это лучшая из доступных форм для массовой оценки на рубеже школа-вуз. И останется лучшей еще довольно долго: пока будет низким уровень доверия в обществе, пока доблестью будет красивый обход закона, а не его соблюдение, пока страх потерять репутацию не превысит жажду быстрого обогащения или псевдожалости (не у конкретного учителя, ученика, преподавателя вуза, родителя и даже не у большинства, а в 99% случаев). Экзамен «глаза в глаза» будет нести бОльшие риски.

Если кто-то считает экзамен в форме ЕГЭ «угадайкой», то пусть выберет не очень знакомый предмет и попробует угадать без подготовки. Сдать ЕГЭ угадывая невозможно.

Как только «эксперт» говорит о «кроссвордизации» образования – сразу теряю интерес к его позиции, понимаю, что передо мной человек, не знакомый с современным состоянием вопроса.

Когда ученики готовятся из последних сил, когда еще не до конца сформирована самооценка и волевая сфера, когда рядом взволнованные родители и учителя. В этот момент находятся «добрые» дяди и тети, которые призывают отменить ЕГЭ, смакуют и преувеличивают отдельные нарушения и даже попытки их совершить.

Кто критикует ЕГЭ (не в узком экспертном кругу, а в открытом общественном пространстве) за считанные дни до экзамена – либо глубоко неадекватный человек, не понимающий остроту момента, либо мерзавец, который пытается сколотить социальный или политический капитал на чужой проблеме, на страхе детей и родителей перед экзаменом (в какой бы форме он не проводился).

Критиковать итоговую аттестацию нужно и важно, но в период, когда можно что-то поменять и на что-то повлиять (в июле, августе, сентябре). Ключевая проблема – острый дефицит площадок по обсуждению ЕГЭ между принимающими решения и участниками образовательного процесса (родителями, учениками, сдавшими ЕГЭ, учителями-практиками).

Чиновники откровенно опасаются диалога, а у практиков не всегда хватает выдержки, возможности, желания и времени для донесения своей позиции. Учителя и чиновники федерального уровня продолжают жить в параллельных мирах. Но пока мы рассуждаем, наши дети готовятся. Поэтому предлагаю объявить мораторий на критику ЕГЭ и не воспринимать следующие публикации как приглашение к широкому обсуждению процедуры. Помогать или промолчать!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube